Протоиерей Игорь Гагарин - Сила свыше


Сила свыше

Текст взят с сайта Православие и мир

Когда на пятидесятый день по Воскресении апостолы вышли на проповедь, многие люди подумали, что они просто пьяны.


А как же иначе? «Не эти ли галилеяне были учениками распятого недавно проповедника Иисуса? Не их ли Учителя предали позорной смерти с двумя преступниками, тем самым окончательно пресекая нелепые слухи, будто Он и был долгожданным Мессией, Спасителем? — так, вероятно, думали слушавшие апостолов. — И вот теперь они утверждают, что Учитель их воскрес! Что Он и есть подлинный Мессия. Мало того, сами эти ученики еще недавно боялись быть узнанными, скрывались от всех, не без основания опасаясь разделить участь своего наставника, а теперь с непонятным дерзновением говорят такое, за что в любой момент могут быть схвачены и наказаны самым жестоким образом». Воистину, казалось, или они безумны, или пьяны.

Ведь что такое вино для многих его любителей? Способ войти в то состояние, которого очень хочет каждая человеческая душа и которого чаще всего не ощущает в достаточной мере. Состояние радости, бесстрашия, уверенности в себе, ощущение силы, решимости и внутреннего мира. Этого ищут в алкоголе. Хорошего, в общем-то, ищут! Да только не там. Алкоголь, как известно, если и даст что-то похожее, то не на долго, и не по-настоящему. Если что и даст, то заберет гораздо больше. Ищут, однако, несмотря на горький опыт, именно этого и поэтому увидев то, как радостны, бесстрашны и красноречивы те, кто еще недавно в страхе прятались, могли это объяснить только одним: «Напились!»

Но удивляло и другое. Неграмотные галилеяне вдруг заговорили на самых разных языках, и люди, пришедшие в Иерусалим из разных стран понимали их. Этого вином не объяснишь. Петру пришлось возвысить голос и возгласить: «Они не пьяны, как вы думаете». Дело в другом: сбылось древнее пророчество, предреченное пророком Иоилем: «И будет в последние дни, говорит Бог, изолию от Духа Моего на всякую плоть…» (Деян. 2. 17). В конце концов, исполненные Духом слова Петра рассеяли недоумения и сомнения. Многие поверили. Около трех тысяч человек обратилось в этот день ко Христу: крестились и присоединились к Церкви. Собственно, в этот день и родилась наша Церковь.

Откуда же взялись это мужество, эта убедительность? Что нужно нам с вами, чтобы идти путем Христа, путем апостолов, путем Церкви?

Достаточно ли знать истины веры? Двенадцать апостолов в течение трех лет были рядом со Христом, слушали проповедь Учителя, видели Его чудеса. Он сказал им обо всем, что было необходимо знать. Они слышали и о грядущей крестной смерти, и о воскресении. Они верили каждому Его слову. Казалось бы, чего больше? Этого достаточно, чтобы уже никогда не свернуть с Дороги, ведущей в Жизнь. Оказалось — недостаточно. Один из двенадцати предал, другой отрекся, остальные, кроме Иоанна, — испугались и скрылись.


Ладно, проявить слабость может каждый. Но когда уже свершилась смерть, не должны ли были они, не сомневаясь нимало, ожидать воскресения. Ведь Он же об этом предупреждал! Ведь они знали! Почему же забыли? Почему не сразу поверили словам жен-мироносиц? Разве о таком можно забыть!

И вот, наконец, когда Он воскрес, когда уже лично убедились в этом, когда, казалось бы, уже нечего бояться, — пошли ли они проповедовать Радостную Весть, Евангелие? Даже и этого было еще мало. Господь, перед тем, как вознестись на небеса, сказал: «…оставайтесь в Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24. 49).

Никакое знание, ни вера, ни видения чудес и знамений, ни даже совершенная убежденность в Воскресении Христовом не сделали апостолов способными выйти на проповедь, а если бы и дерзнули, едва ли убедили кого-нибудь их слова. Нужна была еще СИЛА СВЫШЕ. И эту Силу получили они в день, который мы празднуем. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян. 2. 1-4).

Этой Силы, этого Огня просим мы, приступая к любому делу, обращаясь ко Господу с молитвой «Царю Небесный». Эту молитву, которую мы так часто поем или читаем, не принято произносить во все дни Святой Пятидесятницы, от Пасхи до Троицы. Может быть, в числе прочего, и для того, чтобы мы, немножко отвыкнув от нее и соскучившись по ней, в День Троицы с новой силой пережили глубину и возвышенность заключенных в ней прошений.

В день праздника мы просим того Огня, той Силы Свыше, которые уже пребывают в нас. Зачем же просить того, что уже имеем? Ведь все крещенные православные христиане получили Дар Святого Духа в Таинстве Миропомазания. Но присутствие в нас Духа Божия не есть нечто постоянное и неизменное. Сила Божия, Благодать Божия, пребывает и убывает в зависимости от нашей жизни, от наших дел, нашей молитвы. И цель жизни нашей, как сказал преподобный Серафим Саровский, — «стяжание Духа Святого». Сойдя на каждого из нас в Крещении и Миропомазании, благодать Духа Святого уходит, когда мы совершаем грех, идем против совести, угождаем своим слабостям, ленимся, обижаем и обижаемся, сквернословим и делаем многое другое, чего Бог не велит. Пока живы, совсем Она нас не покинет, но какими беспомощными и жалкими становимся мы, поработив себя греху! Какая-то искорка все равно останется, потому что никто и ничто не может до конца погасить зажженное Господом. Присутствие в нас этого пламени — дело Божие, но сила его, повторим, во многом уже зависит от нас. Поэтому Апостол Павел напоминает: «Духа не угашайте» (1 Фес. 5. 19), «Духом пламенейте» (Рим. 12. 11).

Стяжание Духа Святого… Дух Святой — это Дух Истины (Ин. 16. 13), только в Нем пребывая, видим мы все вокруг и внутри себя в истинном свете, не искаженно и не иллюзорно. Дух Святой — это Дух Мирен. Стяжавший Его, по словам преподобного Серафима, не только сам спасается. Вокруг него спасаются тысячи. Дух Святой — Дух Утешитель (Ин. 15. 26), Дух «не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2. Тим. 1. 7).

Есть у нас и ясные указания Писания на то, как познается в нас Его действие: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5. 22). Есть и учение Церкви о путях стяжания этого Духа. Всем нам стоит время от времени перечитывать «Беседу преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым о Цели Христианской Жизни». Эта Цель — Стяжание Духа Святого. Путь к ней — молитва, пост, чтение Писания и Святых Отцов, это добрые дела, совершаемые во Имя Христа… Названо, конечно не все, но наиболее важное. И, более всего, умножению в нас Благодати Святого Духа служат Таинства Церкви, особенно высшее, чего только может сподобиться человек на земле: Причастие ТЕЛА и КРОВИ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА.


Каждый день, каждый миг нашей жизни мы можем или возрастать в Духе, или утрачивать Его; или возжигать, или угашать горящий в нас огонь Любви Божией. «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50), — молимся мы каждое утро. И особенно горячо ждем своего духовного обновления в день, когда вспоминаем, как Божественная Сила Свыше сошла на учеников Христовых впервые. Трижды в этот день все мы в церкви будем вставать на колени и просить, чтобы Господь умножил в нас эту Силу, этот Огонь.

ПРОТОИЕРЕЙ ИГОРЬ ГАГАРИН

» Сайт Богородского благочиния» Сайт Московской епархии» Сайт Московского Патриархата
(C) 2010-2024