Преображение Господне

Текст взят с сайта Богородского Благочиния

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!


"Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите..." (1 Сол. 5. 16-18) - вот три пожелания апостола Павла каждому из нас. Радость, молитва и благодарность - три состояния, в которых нам надо стремиться всегда пребывать. Как же так, спросят меня, разве возможно одновременно пребывать в трех состояниях?

Вообще-то может. Например, печаль о своих грехах и радость о бесконечном милосердии Божием умещаются в одном сердце и не только не мешают, а усиливают друг друга. В связи с этим мне вспоминается удивительное признание св. Иоанна Кронштадтского. Он говорит, что во время Божественной литургии ощущает себя грешнейшим из всех людей на земле, и в то же время - счастливейшим на свете человеком. Однако молитва, радость и благодарность действительно не три, а одно состояние. Благодарность и радость всегда неразлучны между собою. Когда же они обращены к Богу, то претворяются в молитву, и это самая прекрасная молитва на свете.

Молиться, радоваться, благодарить, как уже сказано, мы призваны всегда и всюду. Просыпаясь и засыпая, куда бы мы ни шли, чем бы мы ни занимались - все должно быть проникнуто благодарностью, а значит - и радостью. Но нет более угодной Богу формы благодарности, чем та, которая совершается на Божественной литургии. Это высшее проявление благодарности.

По-настоящему благодарить может, однако, только тот, кто знает, за что благодарит. Знаем ли мы? Вроде бы и знаем. Если мы не слепы, то видим, как много доброго, светлого, прекрасного вокруг нас...

Если не слепы, то видим. Впрочем, то и дело приходится каяться если не в слепоте, то уж в близорукости. И не к нам ли порой можно отнести горький упрек Господа: "...они своими глазами смотрят, и не видят..." (Мк. 4. 12). На самом деле все наполнено любовью Божией. Мы видим красоту человеческих лиц, цветов и деревьев, слышим пение птиц, прекрасную музыку, наслаждаемся вкусом "хлеба насущного"... Впрочем, разве перечислишь все прекрасное, что окружает человека. Вот только так часто забывает он, что все это - проявление Божественной любви. Подобно тому, как мы с вами, любя кого-то, стремимся выразить свою любовь тем или иным образом, так красота, цвет, вкус, аромат, гармония звуков, доброе человеческое слово, обращенное к нам, - это образы любви Бога к человеку.

И все же, если наша благодарность относится лишь ко всем названным благам, то возникает вопрос, и вопрос достаточно горький. Ведь мы лишимся всего этого рано или поздно. Ведь даже самый благополучный из людей, наделенный "многими летами", дойдя до какой-то черты, начинает одно за одним утрачивать многое из того, чем дорожат люди. Уходит здоровье, скудеют силы, теряются зрение и слух, слабеет память - стоит ли дальше перечислять все утраты, которыми сопровождается наша жизнь. В конце концов и сама она тоже утрачивается. И чаще всего достаточно мучительно и болезненно. Как же, выходит, и благодарить за все то, что в конце концов будет отнято? Тогда уже и "даром" это не назовешь. Ведь даже мы, подарив кому-то что-то, не отнимаем назад. А здесь!..

Именно к таким выводам неизбежно и приходит тот, кто не умеет разглядеть сквозь временное Вечное. Вся сладость и красота этого мира в конце концов обернутся горечью, если мы не научимся видеть в них лишь отблеск Небесной красоты. Прекрасно писал об этом Владимир Соловьев:

"Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами -
Только отблеск, только тени
От незримого очами?"

Для того и пришел в мир Господь Иисус Христос, чтобы сказать нам о Царстве совершенной Любви, Красоты, Истины и Добра, о Царстве Небесном. И не только сказать, но и показать его в Себе Самом.

В те недолгие годы, которые провел Он, живя на земле, люди, общавшиеся с Ним, видевшие чудеса, которые Он совершал, слышавшие слова Его, ощущали Его необыкновенную силу и красоту. Впрочем, Царство Небесное, пребывавшее в Нем, было сокровенно. Лишь однажды на несколько мгновений дал Он троим из учеников увидеть своими глазами то сияние Вечной Жизни, которое в конце концов ожидает каждого из нас, если устоим в вере. Завтра Православная Церковь будет вспоминать об этом событии, празднуя Преображение Господне. Тогда Господь, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся с ними на высокую гору: "И преобразился пред ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет" (Мф. 17. 2).

"Господи! хорошо нам здесь быть...", - вырвалось из восхищенного сердца апостола Петра. За этими скупыми словами – самая сильная радость, которую может пережить человек на земле. Увидеть уже здесь и сейчас сияние Вечной Красоты, Силу и Славу Царства Небесного в такой мере, как увидели на Фаворе апостолы, дано не многим. Впрочем, Церковь таких людей знает. Среди них – преподобные Симеон Новый Богослов, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Силуан Афонский... Но каждый из нас может в какой-то мере приобщиться этому опыту. И мы должны к тому стремиться. Каждая литургия, каждая Евхаристия, каждое Причастие - возможность в той или иной мере оторваться от земли и увидеть То, ради Чего стоит жить, не боясь никаких потерь и утрат.

Господи, хорошо нам здесь быть! Аминь.

Протоиерей Игорь ГАГАРИН,

настоятель Иоанно-Предтеченского храма с. Ивановское.

» Сайт Богородского благочиния» Сайт Московской епархии» Сайт Московского Патриархата
(C) 2010