Комментарий на Матфея 4:4
Материализм и христианская вера
4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Евангелие от Матфея, глава 4, стих 4Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. 1
В поисках счастья люди часто обращаются к науке. Наука, говорят, принесет великие блага человечеству. Прогресс науки — залог грядущих радостей. А науку понимают в узком смысле, как техническую. Машины, и машины самые усовершенствованные, на полях, на морях, в воздухе — все это облегчит горькую долю человека на земле.
Напрасные мечты! Технические науки не прибавят и не уменьшат человеческого счастья: сами по себе они — нуль. Все зависит от человека — теперь, как и раньше. Быстрейшие дирижабли смогут перевозить ценные вещи из одной страны в другую, и они могут разрушать целые города в зависимости от воли человека — доброй или злой.
И ныне, как и встарь, все сводится к личности человека: каков человек? А преобразить человека, перевоспитать из плохого в доброго может лишь благодатная христианская вера: кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор. 5, 17).
Основой жизни является любовь; без любви — вражда, злоба, ненависть. А настоящую, полную, искреннюю, самоотверженную любовь, простирающуюся и на врагов, имеет только христианин. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44). Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13).
История показывает нам, что когда за основу жизни люди брали христианскую веру и старались осуществлять заповедь Спасителя о любви, тогда на земле, в той стране, исходило счастье, возможное в наших земных условиях. А когда умалялась или исчезала христианская вера, люди ожесточались, и увеличивалась злоба и ненависть. Вот что говорит один ученый христианский апологет: «Любовь, вера и надежда — двигающие миром силы. Наука, как бы могущественна она ни была, не может сделать человека счастливым. Она не делает его лучше, чище. Наука есть та же сила, как электричество или порох, она представляет те же преимущества, каковые имеют деньги, она настолько же - благородна и неблагородна, как благородно или безнравственно электричество, деньги или порох. Человек нравственный употребит спои знания и свои миллионы для хорошего дела, человек же безнравственный — для дурного» (Н. И. Иванов. «Наука и Библия»).
Еще древний ветхозаветный мудрец учил: Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл. 12, 13).
Господь создал весь мир и землю и благословил все земные труды человека, но не как самоцель, а как средство: чтобы люди больше любили Бога, познавали Его и славили. Недостойно высокого звания человека — образа Божия и подобия — привязываться всей душой к бездушной земле и искать здесь счастья и забывать премудрого, великого, прекрасного Бога, в общении с Которым и состоит настоящее, полное, вечное счастье человека, начинающееся еще здесь, на земле, а в жизни загробной продолжающееся в той мере, на какую только способны наши силы.
И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны (Откр. 21, 3-5).
22 ноября / 5 декабря 1930 года
Вверх
[1] Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения, Т. I. Из-во Булат (Тверь, 2005) // В защиту веры. Наука и религия. / Материализм и христианская вера. / Сс. 164-165