Введение во храм

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Самое прекрасное место на земле - Храм Божий. Далеко не все это понимают, далеко не все с этим согласны. Но мы снова говорим об этом в дни празднования одного из важнейших православных праздников - ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Не сразу может быть понятно, почему это событие стало так торжественно праздноваться Церковью. Ведь о нем ничего не говорится даже в Евангелии. Только Церковное Предание хранит память о том, как трехлетнюю девочку Марию родители привели в Иерусалимский храм, чтобы отныне она жила и воспитывалась под его кровом, о том, как встретил девочку первосвященник Захария и ввел Ее, по наитию Свыше, во Святая Святых. Событие настолько невероятное, что многие считают его невозможным. А Православная Церковь не только помнит об этом, но считает одним из величайших событий истории спасения человечества от рабства греху и смерти. Постараемся понять причину этого и осмыслить значение празднуемого события для каждого верующего.

Давным-давно, за много столетий до этого, великий предок Девы Марии, прославленный царь Давид писал так: "Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его" (Пс. 26. ст. 4). Будем помнить, что слова эти произнесены человеком, который получил в своей жизни все возможные блага. И вот все это: и богатство, и слава, и победы на войне, и женская любовь, и власть над страной, и прочее - все это для Давида ничто по сравнению со счастьем "пребывать... в доме Господнем,.. посещать храм Его". И это может быть понято только теми, кто понимает, что есть Храм.

Храм - место встречи человека и Бога. И нет в жизни верующего ничего прекраснее такой встречи. И хотя далеко не только в храме можем мы встретиться с Богом, и хотя Бог пребывает везде и всюду, и вся Вселенная мала, чтобы быть Его домом, тем не менее храм - место, построенное СПЕЦИАЛЬНО для этой встречи, это дом, созданный для молитвы и только для молитвы. Неслучайно так разгневался Господь, когда увидел торгующих в храме. "Дом Мой домом молитвы наречется,.. а вы сделали его вертепом разбойников" (Мк. 11. 17) - обличал Он торговцев, изгоняя их из церкви.

Многие века храм, как мы уже сказали, был местом встречи человека и Бога. И хотя каждая такая встреча была радостным событием, тем не менее в ней всегда присутствовали некая ущербность, неполноценность. Ведь когда два существа любят друг друга, стремятся друг к другу, то им мало просто приблизиться, мало просто общаться - им необходимо совершенно соединиться друг с другом, стать единым целым. "Предел любви - да двое единым станут", - писали святые отцы. Так происходит в одном из самых прекрасных проявлений человеческой любви - супружестве. И к этому же стремятся в своей любви человек и Бог. И пусть никого не смущает такая аллегория, пусть не кажется она кому-то дерзкой и даже неприличной. Само Священное Писание пользуется ею, чтобы изобразить характер любви между человеком и Богом. Перечитайте Песнь Песней, и вы убедитесь в этом.

Итак, лучшие люди ветхозаветных времен видели цель, смысл и счастье жизни в том, чтобы встретиться с Богом и СОЕДИНИТЬСЯ с Ним. Встречи были возможны, а вот соединения не происходило. Почему? Быть может, Бог не хотел?

Нет! Бог всегда любил человека несоизмеримо больше, чем самый любящий человек Бога. Бог всегда стремился к человеку, искал с ним встречи сильнее, чем человек. Бог всегда хотел соединиться с человеком гораздо теснее и пламеннее, чем человек мог даже помыслить. Почему же этого не происходило? И неужели так и не произошло?

Слава Богу - это произошло! В Господе Иисусе Христе навеки соединились Бог и Человек. И это соединение произошло в утробе Пресвятой Девы Марии. И не происходило раньше потому, что не рождалась на земле та, которая была бы так чиста, светла и прекрасна, чтобы быть достойной вместить Невместимого и родить Того, Кто, будучи Сыном Человеческим, будет одновременно и Сыном Божиим.

Когда трехлетнюю Марию вводили в храм, еще никто не понимал, что Ей Самой предстоит стать Храмом в гораздо большей степени, чем то здание, куда она входила. Здесь, в Иерусалимском храме, происходила встреча человека с Богом, но не было соединения. В Ней, Деве Марии, произошло то, к чему всегда стремился Бог и неосознанно стремился человек. Бог и Человек стали Единым Целым. И теперь каждый человек может в свою очередь стать единым целым с Богом. На церковно-богословском языке это называется ОБОЖЕНИЕМ. В обожении Православная Церковь видит цель и смысл человеческой жизни. Аминь.

Протоиерей Игорь ГАГАРИН,

настоятель Иоанно-Предтеченского храма с. Ивановское.

» Сайт Богородского благочиния» Сайт Московской епархии» Сайт Московского Патриархата
(C) 2010