Если мы ответим на выходку панк-феминисток с любовью, может быть они когда-нибудь покаются
3 марта 2012 г. были задержаны полицией участницы панк-феминисткой группы, 21 февраля 2012 «выступившие» на солее храма Христа Спасителя с номером, содержащим оскорбления в адрес Патриарха, клириков Русской Православной Церкви и В. В. Путина. Какого наказания заслуживают участницы группы? Комментирует священник Игорь Гагарин.
Так много сейчас говорят и пишут о нескольких девчонках, совершивших в Храме Христа Спасителя кощунственную выходку! Все, что я об этом слышал и читал — не может не возмутить. Сказать, однако, хочу не об этом. С нравственной оценкой их поступка все настолько ясно, что не стоит ломиться в открытую дверь. Прозвучало, однако, мнение, что необходимо дать уже не нравственную оценку, а привлечь этих девушек к уголовной ответственности. И прозвучало это из уст людей церковных, прозвучало настолько громко, что было услышано очень многими и воспринято как голос Церкви. Так и пишут: «РПЦ требует привлечь девушек к уголовной ответственности.» Но неправильно отождествлять мнение того или иного представителя РПЦ, пусть даже очень уважаемого и авторитетного, с мнением всей Церкви. Сегодня, в день Торжества Православия, я говорил об этом событии со многими прихожанами храма, в котором служу. Задавал вопрос всегда раньше, чем высказывал свое мнение, дабы никого не давить своим авторитетом. Встретил, слава Богу, удивительное единодушие. Мысль о возможности уголовного наказания представляется всем нашим прихожанам совершенно несовместимой с самой сутью христианства.
В чем вообще отличие христианской этики от любой другой? Ведь и иудеи, и мусульмане, и буддисты, и многие другие ценят в человеке то же, что и мы. Доброта, справедливость, честность, милосердие, мужество… и т.д. Разве только христиане дорожат всем этим? Нет, конечно. Потому и называются эти качества «общечеловеческими ценностями», что объединяют людей «доброй воли» независимо от их религиозной принадлежности. Именно поэтому можем мы общаться и даже дружить с теми, кто верит не так, как мы. Но есть у христиан то, чего нет больше ни у кого на свете. Есть слова, многим непонятные, а нам не просто понятные, но, мне кажется, необыкновенно дорогие. «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас….» (Мтф. 5:40) Мне кажется, что в этих словах — самая суть отличия нас, христиан, от всех других людей. О том, что не надо мстить, говорили многие. Даже, насколько я знаю, ислам говорит, что отомстить хорошо, но простить — лучше. Простить — да! Не мстить — да. Но ЛЮБИТЬ! Этого никогда ни от кого не слышало человечество, кроме как от Иисуса Христа. И как не по-христиански тогда звучит предложение наказать этих заблудших.
Читал во многих блогах такое: «А что бы сделали с этими хулиганками, приди они в мечеть!» Так ведь и не надо, чтобы у нас было, как в мечети! Пусть мусульмане разбираются с осквернителями своих мечетей по-мусульмански, мы же будем по-христиански. Как по-христиански? А вот так: «…. если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его» (Рим. 12.20). И тут же рядом читаем другое: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим12:20). Что может быть прекраснее и возвышеннее! И как будет горько, если мы на деле откажемся от этого. Отвечая на зло добром, мы не сдаемся злу, но побеждаем его единственной подлинной победой. Если же на зло ответим злом, кто окажется победителем? Тот самый, кто и подтолкнул этих неразумных. Неужели пойдем у него на поводу!
Человеческая справедливость требует, чтобы злой был наказан. Мы же хотим другого, большего. Мы хотим, чтобы злой стал добрым. Насколько второе выше первого! Оно, возможно, представляется утопичным, совершенно невозможным. Но, слава Богу, такое время от времени случается. И не так уж редко. Разве мало примеров!
Ну осудим мы эти девочек! Ну сядут они! Или штраф какой-то большой заплатят… Дальше что? Если мы ответим на их выходку любовью, может быть когда-нибудь покаются. Не факт, что это произойдет, но шанс есть. И, признаюсь, лично я уверен, что рано или поздно они поймут все правильно и станут нашими сестрами. Если же осудим их — точно уже не будет в их сердце никакого покаяния. Только злоба. До конца жизни. Этого ли мы хотим? Этого ли хочет Христос? Он ведь пришел не судить, а спасать.
Я не знаю об этих девочках ничего. Кто они? Чем живут, во что верят, к чему стремятся… Но одно о них я знаю совершенно точно: Иисус Христос любит их и умер за них. И Его крестная молитва: «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят» — молитва и о них тоже.