Протоиерей Игорь Гагарин - Грешно ли христианам мечтать?


Грешно ли христианам мечтать?

Текст взят с сайта Православие и мир

Все мы помним знаменитый монолог Чацкого из комедии Грибоедова «Горе от ума», когда герой возмущается косностью старого поколения и его нелюбовью к молодым и ищущим, иначе говоря «мечтателям опасным». Но на эту страстную речь Фамусов только качает головой: «Уж втянет он меня в беду». Так опасно ли мечтать и бывают ли мечты созидательные? А христианам мечтать можно? Ведь сегодня часто говорят, что для полноты жизни у каждого человека должна быть мечта, но желание «достичь Царства Небесного» – не мечта в рамках этого мира.Протоиерей Игорь Гагарин о мечтах и не только.


– Говорят, что для полноты жизни у каждого человека должна быть мечта. Касается ли это христиан?


– Слово «мечта» имеет разные значения. В аскетической святоотеческой литературе оно имеет отрицательный смысл, так же, как и слово «прелесть». Мечтать – жить иллюзиями, подменять реальную жизнь фантазиями и переживать эти фантазии как реальность. Конечно, ничего хорошего в этом нет.

Но если под мечтой понимать пламенное желание чего-то достичь, то такая мечта нужна каждому, в том числе и христианину.

Конечно, главным нашим стремлением должно быть Царство Божие. Это понятно, но раз вы имеете в виду ценности в рамках этого мира, то и здесь есть о чем помечтать.

У каждого в жизни должен быть стимул, мотивация, нечто, заставляющее человека действовать, двигаться вперед. И я думаю, что в этом смысле мечта очень полезна.

Вспоминается фраза из какого-то детского фильма: «Если человек чего-то сильно-сильно хочет, он обязательно этого достигнет». Позже я прочитал уже в каком-то психологическом исследовании, что если человек действительно, всем сердцем чего-то хочет – он этого достигнет, а если не достиг – значит, не очень сильно и хотел. Конечно, здесь есть преувеличение, потому что есть вещи, которых достичь невозможно, но во многом это утверждение справедливо.

Думаю, сильное, горячее желание во многом является залогом того, что цель будет достигнута. Если рассматривать только житейские ситуации, самый простой пример – юноша полюбил девушку и мечтает о том, что она полюбит его. Что в этом плохого? Одинокий человек мечтает встретить другого человека – «нехорошо быть человеку одному».

Или человек очень сильно болен, и мечтает выздороветь. Спросите у человека, который лежит в больнице, мучается: «О чем ты мечтаешь?» И понятно, что он ответит. Тем более если болен кто-то из твоих близких, родных, кто-то, кого ты любишь – прекрасно мечтать о его выздоровлении.

В общем, можно найти много чисто житейских, касающихся этого земного измерения, желаний, стремиться к которым вполне законно и хорошо. Потому что для того, чтобы двигаться, человек должен ставить перед собой какую-то цель. И возможность достижения этой цели пропорциональна желанию достигнуть этой цели и способностям человека.

Если я встречу подростка и спрошу его: «О чем ты мечтаешь?», а он скажет: «Ни о чем», не уверен, что я за него порадуюсь…


Вопрос, какие мечты созвучны христианскому мироощущению, а какие совершенно несозвучны.

Я помню, у меня был знакомый молодой человек, у которого всё время случались какие-то беды с бизнесом: то его кто-то обманет, то другое что-то. Однажды он ко мне приехал, чуть не плача: «За что это мне? Почему Господь так со мной?» Я пытался объяснить, что вообще постановка вопроса «за что?» неправильная, и мы долго беседовали. Наконец, он вдруг сжал кулаки и с решимостью произнес: «Я всё равно стану богатым! Вот увидите!” И всё стало понятно. Вот мечта!

Он сосредоточил на этом желании все силы своей души. И именно потому он приходил, плакал и воспринимал свою жизнь трагично, что пока у него не получалось разбогатеть. Больше я с ним не встречался, но думаю, наверно, он всё-таки стал богатым. Ведь так страстно этого желал! Стал ли счастливым? Не знаю.

– Как же бороться с тщетными мечтами, если человек знает, что он всё равно никогда их не осуществит? Как опознать разрушительные мечты, отличить их от созидательных?

– Так ведь всё, что происходит в Церкви, сам уклад христианской жизни, с непременным чтением Писания, молитвы, посты, таинства, – разве не для того это всё, чтобы человек обрел трезвость в самом широком смысле этого слова. Какие слова произносит священник в алтаре сразу же по освящении Святых Даров? Первое, что он произносит: «Якоже быти причащающимся во трезвение души…»

Повторим эти слова «ТРЕЗВЕНИЕ ДУШИ»…

А что это – трезвость души? Наверно, это и есть способность видеть всё в истинном свете. Отличать подлинное от суетного.


Всё в жизни для нас становится ясно только в свете Евангелия. Поэтому в той мере, в какой мои желания, мои мечты не противоречат Евангелию, в той мере они вполне законны.

Мы знаем, что большинство чудес, которые совершал Господь, связаны с исцелениями – женщина, страдавшая кровотечением, слепорожденный, бесноватый – все они, конечно, мечтали исцелиться. Единственный случай, когда Господь не выполнил просьбу человека, описан в Евангелии от Луки:

«Некто из народа сказал Иисусу: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения».

Вот для нас ясный пример: если наши мечты сосредоточены на том, чтобы иметь в жизни больше материальных благ, это мечты недостойные. Желать этого, конечно, можно, но не очень сильно. И уж конечно, не мечтать!

– Но ведь даже положительные какие-то мечты могут разрушать человека? То есть человек уже будет настолько погружен в эту мечту, что невыполнение ее в какое-то ближайшее будущее начнет его разрушать?

– Конечно! Поэтому любое наше стремление должно сопровождаться словами: «Но не моя да будет воля, а Твоя». И не только, конечно, словами, но и полным доверием к Тому, к Кому они обращены.

Желаний у всех у нас много, очень важно, чтобы была правильная иерархия этих желаний, чтобы человек видел, что для него важно в первую очередь.

И еще важно всё, что происходит в нашей жизни, оценивать с такой точки зрения: будет ли мне от этого лучше, или я сам буду от этого лучше. Желать, чтобы мне было лучше, можно, почему нет? Но это желание должно очень сильно уступать желанию самому быть лучше. Вот о чем надо мечтать! “Блаженны алчущие и жаждущие правды…” То есть праведности. Именно жаждать, а не просто желать. Возможно, я ошибаюсь, но в моем понимании в этом случае слова «жажда» и «мечта» – синонимы.

– С возрастом мечты не притупляются? И вообще, это нормально – быть великовозрастным мечтателем?

– Если человек нормальный, если он здрав духом, то он до последних лет и до гробовой доски о чем-то мечтает. А как раз когда человеку уже ничего не надо – это беда. Конечно, с годами человек очень многое утрачивает. Возраст – это такая вещь, которая очень по-разному действует на человека. На многих людей возраст действует разрушающим образом. Но есть те, которые именно в старости-то и расцветают. И это тоже зависит от того, о чем и как мечтает человек.

Если человек не стремится становиться лучше, не плывет против течения, тогда его понесет по течению. В реке нельзя стоять на месте.

Если человек не стремится ввысь, горе, то будет постепенно опускаться.


С годами порой люди утрачивают очень много достоинств, которые они имели в юности. Для того, чтобы этого не произошло, многое нужно, в том числе и хорошая, достойная мечта.


– А если человек мечтает нагрубить начальнику, который его замучил, побить однокурсника, который издевается, ограбить банк и разбогатеть, в конце концов, а в реальности тише воды, ниже травы, то и пусть себе мечтает? Внешняя порядочность при бурной жизни в мире фантазий, к чему это может привести?

– Упаси нас Господи от таких мечтаний! Да, бывает, когда человек мечтает кому-то отомстить, и уже мысленно представляет себе это. Или, когда человека обидели, он не нашелся, что ответить, но потом целый день мысленно разговаривает с тем, кто его обидел. Понятно, как такие мечты разрушительны.

Если внутри у меня злоба, зависть, желание отомстить обретают силу мечты, это очень страшно. В какой-то момент дьявол может воспользоваться этим моим состоянием и расположить обстоятельства так, что мечта сбудется. Собственно, люди, которые совершили страшные преступления, убийства, сначала дали внутри себя ход тем нездоровым желаниям, которые в какой-то степени есть у нас у всех.

Кто из нас может сказать, что он никогда не испытывал недобрые чувства и желания в душе? Мы все то и дело испытываем сатанинские атаки, искушения. Но надо уметь дать оценку этим недобрым мыслям и желаниям, чтобы не принимать их, бороться с ними, преодолевать их.

– Если говорить о мечтах, то условно мечтания можно подразделить на мечты о будущем и о прошлом. О будущем понятно – о хорошем муже, сделать карьеру и т. д., а о прошлом – исправить какие-то события, себя: «Ах, если бы всё вернуть»… С точки зрения христианина такие мечты полезны или опасны, и почему?

– Конечно, это вредно. Такие мечты уж точно ни к чему хорошему никогда не приведут.

– Но если это сожаление о содеянном?

– Если сожаление обращается в покаяние – прекрасно. Оно будет заслоном для повторения этого в будущем. А если это злость от того, что всё вышло не так, и обида, тогда обращение к этому в памяти может вызывать только плохие чувства. Человек вспоминает о чем-то и озлобляется. В утренних молитвах есть такие слова, обращенные к Богородице: «Избави мя от многих и лютых воспоминаний». Потому что, действительно, что-то надо помнить, а что-то надо уметь забывать. Хорошая память – не та, которая умеет удержать в себе всё, а та, которая умеет еще и выбрасывать то, что отравляет душу.

– Мечта как творческое свойство человека – полезна? Или до определенного возраста? Все мы знаем, например, фэнтезийную литературу, где такие писатели, как Толкиен, Бредбери, Льюис, создавали целые миры, а теперь толкиенисты или реконструкторы уходят в эту реальность от своей жизни, насколько это правильно – поиск лучшей реальности?

– Когда дети играют, это нормально, потому что игра формирует ребенка. Но при этом очень важно, чтобы ребенок понимал, что это игра.

Когда же взрослые играют, это немного странно. Мне кажется, в жизни так много ситуаций, требующих от нас по-настоящему, реально проявить мужество, великодушие, благородство, что игры уже излишни. Хотя никакого зла я в этом не вижу, всё хорошо, что делает человека лучше. Если такая игра способствует развитию добрых начал в человеке, пусть будет игра.

– Вы можете привести пример конструктивной мечты о будущем, которая помогла вам определиться в жизни, выбрать профессию или сконцентрировать свои возможности?

– У меня были некоторые мечты, которые не сбылись, и слава Богу, потому что сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что мечтал не о том, о чем стоило мечтать. Я не хочу сказать, что это было что-то постыдное или плохое, скорее – суетное.

Были мечты, которые сбылись, но счастливым не сделали.

Я очень хорошо помню два момента из своего детства: когда мне купили фотоаппарат и когда мне купили велосипед. И в том, и в другом случае эти два желания переживались мной как мечта. И я помню, как несу домой этот фотоаппарат, и мне почему-то ужасно тоскливо. Очень хорошо помню, хотя столько лет прошло. Помню, как удивлялся этой тоске, не мог понять причины ее, гнал ее от себя. Именно поэтому я запомнил этот случай, из-за чувства острой тоски. Ну купили мне фотоаппарат, а что дальше? Разве я счастлив?

И потом так было неоднократно в моей жизни – когда достигались некоторые очень желанные цели, становилось не радостно, а печально. Какой-то голос в душе говорил, что это не то, ради чего нужно было прилагать такие усилия, не то, к чему действительно надо было стремиться.

Были у меня и другие мечты. Была, между прочим, мечта стать священником. Когда она появилась, то представлялась совершенно несбыточной.

И вот я служу уже 25-й год, и ничто так не радует, как то, что эта мечта сбылась.


И всё же, хоть мы и начали с того, что не будем говорить о Царствии Небесном как мечте, но всё-таки как не вспомнить слова: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его». Только если Царство Божие становится высшей мечтой, а всё остальное имеет ценность в той мере, в которой способствует осуществлению этой мечты, человек достигает счастья. Ни в какое другое счастье я просто не верю.

Беда наша в том, что мы не жаждем Царствия Небесного так, как надо бы жаждать. Вот положа руку на сердце, многие ли могут сказать, что они живут ожиданием встречи с Богом? Так же горячо ждут этой встречи, как любящие друг друга жених и невеста ждут свадьбы?

– А вот тут меня давно мучает вопрос про отношение к земной жизни в целом – разве жених и невеста не хотят, чтобы побыстрее прошло время до свадьбы? Так же можно сказать про отношение к жизни, разве человек не хочет, чтоб поскорей прошла эта жизнь, если он жаждет Царствия Небесного?

– А представьте себе, что у невесты не готово свадебное платье? Если ей сказать: «Что ты выберешь, завтра венчаться в том старом и не совсем чистом платье, которое ты носишь, или подождать несколько дней, пока сошьют новое?» Я думаю, она предпочтет подождать еще несколько дней. Так же и в жизни, мы же знаем, что вхождение в вечную жизнь происходит не автоматически, что нам надо с чем-то туда прийти. И, мне кажется, человек, который внимателен к себе, хорошо чувствует, что его «брачные одежды» пока еще не совсем «брачные».

Я помню, один мой знакомый священник рассказывал, что когда был маленьким, ему родители объяснили, что после смерти мы будем с Богом. И он так поверил, что только хотел всей душой поскорее умереть, чтобы попасть в Царствие Небесное. Родители уже начали беспокоиться. С одной стороны, его можно понять – если он действительно верит, что там рай, что там Господь, который его любит, так действительно, поскорее бы.

Но папе пришлось ему объяснить: «Понимаешь, мы все должны в этой земной жизни сделать что-то важное, если мы этого не сделаем, нам будет достаточно трудно оказаться перед лицом Божьим. Поэтому не торопись, давай сначала поработаем здесь. Разве мы всё уже сделали, что должны!» Так что торопиться не будем.

» Сайт Богородского благочиния» Сайт Московской епархии» Сайт Московского Патриархата
(C) 2010-2024