День знаний
Радуется Господь, когда в храм приходят дети, и негодует, когда кто-то препятствует им. «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное» (Мф.19:14), — строго говорит Иисус Христос тем, кто хотел помешать детям приходить к Нему. И если это так, если приход в храм детей — радость для Бога, то в ближайшее к 1 сентября воскресение Он радуется особенно!
Никогда в наших храмах не собирается такое множество детей, как в этот день. Дети готовятся идти в школу, с 1 сентября главным делом их жизни будет обретение новых знаний. Поэтому и приурочили к этому дню праздник, само название которого – День Знаний – указывает на главную цель обучения в школе – приобретение знаний.
А хорошее ли это дело, приобретение знаний?
От такого вопроса, догадываюсь, попахивает мракобесием. Кто может в наше время сомневаться в необходимости и ценности знаний!?
И все же…
Самый первый грех, тот, который положил начало бесчисленному множеству последующих грехов, губящих человечество, тоже ведь связан с этим словом. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт. 3:6)».
«Дает ЗНАНИЕ…» И вкусила… С этого и началось все злое в нашей жизни. Да что там «злое»! Сама смертьпришла в мир вместе с этим вот знанием.
Обратим, однако, внимание на слово «вожделенно», которое использует Писание, говоря о знании в этом отрывке. Всем известно, что такое «вожделение», но только в очень узком смысле этого слова. «Вожделение» — непреодолимое желание, нестерпимая жажда, неудержимое стремление к… понятно к чему. Но нет, оказывается, не только к тому, что имеют в виду произносящие это слово.
Человеческий дух вожделеет к знаниям более, чем к чему бы то ни было. Жажда знаний, толкнувшая первых людей совершить непоправимую ошибку, унаследована их потомками, всеми нами… К чему же приводит нас утоление этой жажды?
В Священном Писании о знаниях порой говорится достаточно скептически. «…Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь», — пишет Екклесиаст (Еккл. 1:18). «Знание надмевает…», — утверждает Апостол Павел (1Кор. 8:1). То есть делает надменным, высокомерным, гордым. А ведь ничто так не удаляет человека от Бога, ничто так не обезображивает его, как гордыня.
Вот и подумаешь, зачем же мы идем в школу, если плоды тех самых знаний, день которых мы празднуем, так ужасны! Чтобы стать гордыми и чтобы наша жизнь наполнилась скорбью?
«Ну, конечно! — скажет кто-то, — мракобесы-церковники всегда против знаний идут!» Припомнят нам и Галилея, и Бруно. Да нет, мы, конечно же, не против. Просто помним древнейшую мудрость, высказанную еще Конфуцием: совершенствование в познаниях только тогда ценно, когда ему сопутствует нравственное совершенствование. Без этого знания не только бесполезны, но опасны и разрушительны.
Это особенно хорошо заметно, когда смотришь не на отдельного человека, а на все человечество. Совершенно очевидно, что научный и технический прогресс человечества идет неизмеримо быстрее, чем духовный и нравственный. Все понимают, к чему это может привести, если ситуация не изменится, а что-то непохоже, чтобы она собиралась меняться. И если не в наших силах как-то радикально повлиять на то, что происходит с миром, мы можем многое сделать для того, чтобы тот ребенок, который вверен нашему попечению, которого послал нам Господь и доверил его вырастить и воспитать, стал прежде всего достойным человеком, а затем уже человеком, наделенным теми или иными познаниями.
Нет, не будем мы говорить ничего дурного о знаниях. Не будь в человеке жажды знать больше, чем он уже знает, не было бы никакого развития человечества. Остановилась бы история. Умерла бы культура. Но рядом с этой, в общем-то, благословенной жаждой познания должна быть другая жажда. Жажда совершенства. И это жажда должна быть сильнее первой. «Блаженны алчущие и жаждущие правды…», — говорит Иисус Христос. Речь идет не о том, чтобы добиваться правды там, где ее не хватает, а о внутренней правде, о праведности.
Высказывание апостола Павла мы привели не полностью. Прочитаем же теперь его до конца.
«Знание надмевает, а любовь назидает».
Не надо понимать это так, будто апостол противопоставляет одно другому. Речь здесь не о том, что обретение любви делает приобретение знаний ненужными. Просто, стремясь к знаниям, надо помнить, что украшают и совершенствуют они нас только в том случае, когда обретение их совершается одновременно с возрастанием в добре, в добродетели. А по словам того же апостола Павла, совокупностью всех добродетелей является любовь. Знания без любви разрушают и губят человека. Соединенные с любовью, они ведут его к Небесам.
В начале нового учебного года во всех церквях служится специальный молебен, который открывает тридцать третий псалом. Многие православные знают его наизусть, и он наиболее созвучен тому настроению, которое должно быть в сердцах всех приступающих к обучению, как учащих, так и учащихся.
Некоторые слова этого псалма мне хочется повторить по-русски в первые дни нового учебного года.
«Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас».
Об этом же неоднократно читаем и в притчах Соломона: «Начало мудрости — страх Господень» (Притч. 1:7). И пусть никого не настораживает слово «страх». Состояние страха представляется многим мучительным и унизительным. И правильно! Так оно и есть, когда человек боится того, чего не надо бояться, и не боится того, чего, а точнее, Кого надо бояться. Кто научился бояться Бога, тот уже в этой жизни не испугается ничего и никого.
Помните, как прекрасно в своей сказке А.С. Пушкин говорит о ветре: «Не боишься никого, кроме Бога одного». Тот, кто научился бояться Бога, по-настоящему бесстрашен, весел и свободен. И этот «бесстрашный страх» — преддверие подлинной любви! Вот чего хочется пожелать всем идущим в эти дни в школу.
«Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним», — читаем мы в этом же псалме.
Хорошо научиться отличать буквы и цифры, но еще важнее отличать добро и зло.
Прекрасно, если мы поняли, зачем предназначен тот или иной механизм, но беда, если так и не поймем, зачем родились мы на свет, зачем дана нам эта трудная и прекрасная жизнь.
Очень нужно знать нам об устройстве человеческого тела, о том, что делает его здоровым и сильным. Но куда важнее узнать о бессмертной душе и научиться правильно заботиться о ней, содержать в чистоте и делать ее прекрасной.
Ценно и полезно умение управлять механизмами и руководить людьми. Но если при этом мы не умеем управлять и руководить самими собой, своими желаниями, словами, поступками, то нет в том никакой пользы.
Учась в школе, мы познаем мир, изучаем законы, по которым он существует. Все это принесет прекрасные плоды только в том случае, если научимся воспринимать мир не сам по себе, а видеть в нем творение Божие. И если познание сотворенного мира будет вести к познанию Творца, если поймем, что все способности наши — дар Божий, данный для того, чтобы послужить Подарившему, если будем искать в каждом усилии, в каждом деле, в каждом успехе не самоутверждения и самоугождения, а Славы Божией.
Прекрасно хотеть знать больше, чем уже знаешь. Но еще прекрасней хотеть быть лучше, чем ты есть. Вложить в душу ребенка эту жажду, развить ее до такой степени, чтобы она стала самым главным стремлением подрастающего человечка, чтобы по мере взросления эта жажда только увеличивалась — вот, я уверен, важнейшая задача и родителей, и учителей, и воспитателей.
Будет это, и тогда и умножение познаний не станет, по слову Екклесиаста, умножением скорби. Не печаль и скорбь, а подлинную радость принесут знания тем, кто ищет их не для того, чтобы ему стало лучше, а для того, чтобы самому стать лучше.
ПРОТОИЕРЕЙ ИГОРЬ ГАГАРИН