Протоиерей Игорь Гагарин - Церковь – когда любящие стремятся к единению


Церковь – когда любящие стремятся к единению

Текст взят с сайта Православие и мир

В праздник Святой Троицы или Пятидесятницы, в День рождения Церкви о том, что такое Церковь Христова, и как ее следует понимать, размышляет протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское (Московская область).


Рождение Церкви


Сегодня – День Святой Троицы. Мы вспоминаем, как на пятидесятый день Апостолы Христовы приняли Духа Святого и обновленные, исполненные новых сил, а точнее, Силы Свыше, вышли на первую проповедь о распятом и воскресшем Спасителе. Эта проповедь зажгла сердца множества людей. В тот день приняли крещение три тысячи человек. Так родилась наша Церковь.

Эти три тысячи, вместе с Апостолами, стали начатком, первым ростком того дерева, которое живет, растет и приносит плоды уже около двух тысяч лет. Каждый крещенный православный – член Ее. Но далеко не каждый, к сожалению, понимает это, понимает не только свое место в Церкви, свое призвание, но даже и то, что такое сама Церковь.

В древности было много верующих, но не крещеных. Они уже, подобно Блаженному Августину, всем сердцем приняли Христа, не сомневались в истинности христианской веры, хорошо знали Писание, но не решались принять крещение, чувствуя себя не готовыми взять на себя всю огромную ответственность, которая лежит на каждом члене Церкви Христовой.

Сейчас все наоборот. Большинство из наших соотечественников крещены, и, едва родив, торопятся покрестить своих детей, но ни разу в жизни не открывали Евангелие, никогда не причащались и очень смутно понимают, что такое Церковь.

Церковь – единство кого?


Самое короткое определение, которое мы знаем: «Церковь ― это единство верующих во Христа». Определение точное, все, что нужно – просто объяснить эти слова, которые можно понимать очень-очень по-разному.

Церковь ― единство тех, кто всей душой желает стать лучше, чем он есть. Мы даже не представляем, какими прекрасными, чистыми и светлыми можем стать, а точнее, должны стать, если сосредоточим усилия на непрестанном развитии всего доброго, что носим в себе и освобождении ото всего гадкого, грязного и постыдного, на что указывает нам совесть.

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это чеховское высказывание знают все. Однако большинство гораздо больше заботится о красоте первых двух вещей, лица и одежды, а душа и мысли – вещи невидимые, потаенные. Церковь ― единство, содружество тех, кто понимает, что главное ― внутри нас, главное ― невидимый мир наших мыслей, чувств, воспоминаний, желаний… Если это будет прекрасно, будет прекрасно и лицо, какими бы неправильными ни были его черты. А одежда… О ней сказано в Откровении Иоанна Богослова: «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу (не сотру) имени его из книги жизни». (Откр.3:5). Облечься в такие одежды ― вот стремление, объединяющее нас в Церковь Христову.

Достигнуть идеала невозможно, но само движение, приближение к нему просветляет и украшает. Церковь ― единство тех, кто самое высокое проявление человечности, красоты и истины видит в Иисусе Христе. Единство тех, кто в каждой жизненной ситуации старается поступать так, как в этой ситуации поступил бы Христос. А откуда мы знаем, как бы Он поступил ― возникнет у кого-то вопрос. У того, кто регулярно читает Евангелие, молится, участвует в литургии, такого вопроса не возникнет. В каждой конкретной ситуации совесть ясно укажет ему, как относится к его поступкам, словам, мыслям Иисус Христос, что Он одобряет, о чем сожалеет или даже негодует.

Чистое сердце готово к любви


Церковь ― это те, кто верует в Бога Троицу. Не пытаясь сейчас объяснять этот сложнейший догмат, скажу лишь, что вера в Троицу означает веру в Любовь. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём” (1 Ин. 4:16).


Верить в Бога Троицу – верить в Любовь, в то, что Любовь вечна, что Любовь превыше всего, что мир сотворен Любовью, мир управляется и держится Любовью, что самый непобедимый враг, смерть, может быть побежден только Любовью. А точнее, не «может быть побежден», а УЖЕ ПОБЕЖДЕН ЛЮБОВЬЮ. Той Любовью, Которая сошла с Небес на землю, воплотилась, стала Человеком Иисусом Христом. Его победу над смертью мы праздновали в течение пятидесяти дней и вот теперь празднуем излияние Божественной Любви в Духе Святом в сердца всех тех, кто уверовал в это.

В любви, в ее проявлениях, есть своя иерархия. Всякая любовь прекрасна, есть, более высокая и менее. Ведь не могу и не должен я одинаково любить свою жену, друга и собачку. Христиане верят, что самая сильная на свете Любовь ― это любовь Бога к человеку. Никто никогда не будет меня так любить, как Господь, ни жена, ни друзья, ни дети. Христиане знают это, однако не всегда могут ощутить сердцем даже в малой мере. Ощутить это может лишь чистое сердце. И поэтому очищение сердца ― непрестанное делание членов Церкви Христовой, этому служат и молитвы и посты и таинства…

По мере очищения сердце обретает способность ощущать направленную на него Любовь Божию, не ответить на которую невозможно тому, кто вкусил ее. И тогда уже «я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:38,39).

Когда я не причащаюсь, я умираю


Любящие стремятся к единению. Если я кого-то люблю, я жажду общения, единения, с любимым. Самым высоким и тесным единением между любящими людьми является супружество. А между человеком и Богом? Между человеком и Богом ― Причастие. Сомневаться в этом не позволяют слова, сказанные Господом Иисусом Христом: « …истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.” (Ин. 6:53-56).

Поэтому Церковь ― единство причащающихся Тела и Крови Христовых, ощущающих причастие, участие в литургии как величайшую ценность, не представляющих свою жизнь без литургии и причастия. «Когда я не причащаюсь, я умираю»(Св. Иоанн Кронштадтский). Впрочем, причастие ― не только соединение человека с Богом, это и соединение человека с человеком, с братьями и сестрами во Христе.


В этом неиссякаемый источник возрастания любви к Богу и к людям. На тайной вечере Господь сказал ученикам, то есть нам с вами: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35). И любой приходящий в Церковь должен погружаться в такую любовь, какой он уже нигде больше не ощутит.

Да где вы видели такую Церковь! Где вы видели таких христиан! Да сами-то вы….. Так могут спросить и вполне справедливо. Далеко не все христиане таковы, какими здесь описаны. И сам я….

Но поставим вопрос по-другому: хотим ли быть такими? Хотим ли, чтобы наша Церковь стала такой? Не сомневаюсь, что очень, очень многие хотят. И стараются. Получается у кого-то лучше, у кого-то хуже. Тех, кто сумел с Божией помощью просиять истинной верой и любовью, мы будем прославлять в следующее после Троицы Воскресение ― День Всех Святых.

Для нас же, остальных, у кого не получается чаще, чем получается, пусть утешением послужат слова св. Иоанна Златоуста, сказавшего нам, что Господь наш «…и дела приемлет, и намерение целует; и деяние почитает, и предложение хвалит». Хотим ли? Стремимся ли? Стараемся ли? Вот что важно! Если да, то и остальное в свое время приложится с Божией помощью.

Такой, дерзаю предположить, виделась Церковь в при Своем рождении Ее первыми детьми, такой хочется видеть Ее сегодня.

» Сайт Богородского благочиния» Сайт Московской епархии» Сайт Московского Патриархата
(C) 2010-2024