Святки
Рождество и Крещение. Всего несколько дней отделяют один праздник от другого, и эти несколько дней сами являются праздником и называются в народе Святками. То есть ― Святыми днями. Получается как бы один многодневный праздник, который открывается Рождеством и завершается Крещением. Эта близость по времени двух величайших праздников неслучайна. В глубокой древности они вообще не разделялись, это был один праздник, и назывался он ― Богоявление. Сейчас это название закрепилось за вторым праздником, стало синонимом Крещения Господня. И хотя исторически одно событие отделяется от другого тридцатью годами, связь между ними очень тесная.
Напомню, что христиане праздновали Богоявление в те дни, когда языческий мир прославлял солнце. В конце декабря, как известно, солнце, уходившее от земли все дальше и дальше, останавливается, а затем начинает возвращаться. И язычники, уверенные, что солнце ― бог, с ликованием приветствовали это возвращение, радовались умножению тепла и света, которое оно сулило. Христиане, которые не знали даты рождения Спасителя, тоже стали в эти же дни славить Солнце, но другое, Солнце Правды. Свет этого Солнца впервые просиял миру с рождением Богомладенца, но был сначала сокрыт от мира. Когда же Господу было около 30 лет, Он вышел на служение. И началось оно в тот день, когда Он пришел на берег Иордана к Иоанну Крестителю и принял от него крещение. С этого мгновения Солнце Правды открылось миру, и с тех пор "свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Ин. 1. 5).
Праздник Богоявления, однако, не только воспоминание о важнейшем событии Священной истории. Как и любой праздник, он призван напомнить нам кое-что важное о нас самих. Солнце ведь взошло не только для того, чтобы мы радовались ему и наслаждались теплом и светом...
Как-то, зайдя в гости к одному православному знакомому, я обнаружил у него в "красном углу" необычное сочетание. На полочке, как и положено, стояли иконы - Спасителя, Богородицы, святых, - перед ними горела лампадка. А рядом висела, вставленная в рамочку, репродукция картины Ван Гога "Подсолнухи". Заметив в моем взгляде удивление, он, улыбнувшись, пошутил: "А это тоже своего рода икона".
Многие из нас эту картину, наверное, видели. Она очень яркая и красивая, но, конечно же, меньше всего может быть названа иконой. И все-таки шутка моего знакомого оказалась вовсе не такой нелепой, как показалась вначале. Немного позже он уже вполне серьезно объяснил мне смысл присутствия этой картины рядом с иконами. Он рассказал: "С детства я очень любил подсолнухи. Меня всегда восхищало их сходство с солнцем, отраженное и в самом названии цветов. Но для меня настоящим откровением был школьный урок природоведения, на котором учительница увлекательно рассказала о подсолнухах то, чего я до этого не знал. Оказывается, название отражает не только внешнее сходство, но и нечто другое: цветок подсолнуха всегда обращен к солнцу и поворачивает свое "лицо" вслед за ним в течение всего дня от востока к западу. А когда солнце заходит, он закрывается, чтобы снова открыться с восходом.
Тогда, в детстве, это очень поразило меня, а потом, по мере взросления, забылось. Прошли годы, и я обрел величайшее сокровище на свете - веру в Господа Иисуса Христа. Я думаю, что любой верующий согласится, что та часть жизни, когда он не знал Бога, отличается от жизни в вере, как ночь ото дня. И хотя неверующие не согласятся с тем, что живут "в ночи", это только потому, что они еще не увидели "дня", что в их жизнь еще не вошло Солнце Правды. Только встретившись со Христом, человек понимает подлинный смысл жизни – стать подобным Ему. И вот тут-то мне вспомнилось мое детское увлечение подсолнухами, но теперь уже оно было осмыслено иначе.
Если Иисуса Христа мы уподобляем солнцу, то чему уподобить человеческую душу? Конечно, подсолнуху! И поэтому рядом с иконами висит эта картина. Она напоминает, как я должен жить. Это действительно портрет моей души. Если на самом деле я не совсем таков, то должен стать таким и хочу стать".
Признаюсь, эта аллегория представляется мне яркой и убедительной. В нашей душе намешано много чего - и доброго и злого, и светлого и темного. И как подсолнух не представляет из себя ничего привлекательного, пока не взошло солнце и лепестки его спрятаны внутрь, а с восходом преображается и уподобляется ему, так и душа человеческая. Когда видит она Христа перед собою, раскрывается навстречу Ему, и тогда сияет все самое лучшее, самое светлое, самое чистое и благородное, что есть в человеке. Только бы душа наша не отворачивалась от Него, как никогда не отворачивается от солнца подсолнух.
Когда над землей восходит солнце, ему не все рады. Есть животные и насекомые, которым лучше ночью, чем днем, и с восходом солнца они спешат спрятаться. У людей такое тоже бывает. Вот как говорит об этом Сам Господь: "...свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет... Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету... А поступающий по правде идет к свету..." (Ин. 3. 19-21).
Когда над землей восходит солнце, одни радуются ему и ликуют, другие - отворачиваются и прячутся. Две тысячи лет назад над землей взошло Солнце Правды. И у каждого, кто увидел Его свет, есть возможность выбора - отвернуться и спрятаться или же обратиться к Нему и пойти навстречу. И крещение, если оно искренно и осознанно, если оно совершается по вере, свидетельствует о нашем выборе. "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" - поет Церковь, когда крещаемый трижды обходит вокруг купели с зажженной свечой. Став христианами, мы должны облечься во Христа и в конце концов стать подобными Ему гораздо в большей мере, чем подсолнух подобен солнцу.
Протоиерей Игорь ГАГАРИН,
настоятель Иоанно-Предтеченского храма с. Ивановское.