Смерть или Успение?

Текст взят с сайта Богородского благочиния


Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Последние дни человеческой жизни... Последние часы... Последние минуты... Последние мгновения... Все это у каждого из нас впереди. Господи! Как же не хочется об этом думать, об этом вспоминать! Так нет же, Православная Церковь снова и снова напоминает и напоминает, не считаясь с естественным человеческим нежеланием размышлять о конце. Да мало того, сделала эти воспоминания темой многих важнейших церковных праздников. Казалось бы, праздник - это радость, веселье, а тут...

Вот и теперь у нас такой праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Как непохожи друг на друга два слова - "успение" и "смерть". Последнее слово - горько, мрачно, безысходно; первое же - светло и мирно. А ведь оба призваны назвать одно и то же явление - конец человеческой жизни. Событие-то одно и то же, но очень по-разному совершается оно у разных людей. Язык не повернется сказать: "Смерть Пресвятой Богородицы". Именно "успение". Но и наоборот, далеко не всякую кончину назовешь "успением".

В канун праздника я не буду в сотый раз пересказывать церковное предание о том, как завершила свой земной путь Пресвятая Дева. Каждый верующий знает, что это было воистину торжеством и победой, что после успения Богородица не оставила мир, а, напротив, стала бесконечно ближе к любому из нас. Так происходит с каждым, кто умирает во Христе. Поэтому и призываем мы святых в своих молитвах, и верим, что слышат они нас, где бы мы ни были...

И снова обратимся к своей жизни, а точнее, к ее неизбежному завершению. Чем оно будет: смертью или успением?

Может быть, это покажется неожиданным, но мне хочется сейчас поговорить о другом успении, не о том, которым, возможно, увенчается наша жизнь, а о том успении, в самом буквальном смысле этого слова, которым завершится сегодняшний день. Ведь каждый прожитый день - это маленькая жизнь. И каждое засыпание - это маленькая смерть. Согласитесь, мы очень по-разному засыпаем в разные дни - и то, как мы засыпаем, и как спим, напрямую зависит от того, как был прожит день. Попробуем поразмышлять, когда наш переход ко сну бывает радостным и безмятежным, а когда беспокойным и тяжелым.

С легким сердцем и миром в душе ложится в постель тот, кто провел день насыщенно и плодотворно, кто не растратил попусту драгоценное время, кому удалось осуществить задуманное. Хорошо засыпать с чувством выполненного долга. И напротив, тоскливо и пусто на душе у того, кто понимает, что день потрачен впустую. Насколько же тоскливее будет умирать тому, у кого впустую потрачена жизнь.

Общеизвестно и еще одно непременное условие хорошего сна. О ком обычно говорят: "Этот человек спит спокойно"? Понятно, о том, у кого совесть чиста. Умирать же с нечистой совестью еще тяжелее, чем засыпать.

Но, я думаю, у многих наших читателей достаточно большая часть жизни уже позади, а, может быть, и б`ольшая. У многих из нас дело близится к "вечеру". И хотя в "постель" мы надеемся лечь не прямо сейчас, но осознаем: впереди времени куда меньше, чем позади. А позади? Там как раз все то, о чем сказано выше: даром растраченные годы и силы, упущенные возможности... А совесть? Как далеко ей до чистоты! Что же делать? Неужели поправить ничего нельзя? Ведь прошлое не изменишь, а будущего осталось совсем немного.

И снова сравним один день жизни со всей жизнью. Когда день прошел бездарно и грешно, когда неспокойны душа и совесть, не все еще потеряно. Есть еще возможность вернуть душе мир и радость, есть еще средство. И средство это - теплая, искренняя, внимательная молитва. Она поистине творит с душой чудеса. Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет о том, что много раз подходил к завершению дня расстроенный, чувствовал себя бесконечно виноватым пред Богом, но, помолившись, шел в постель полностью примиренным с Господом и засыпал светло и радостно. Так же и жизнь. Если главным содержанием оставшейся ее части, пусть даже совсем небольшой, станет молитва, богообщение, служение Богу и людям, этого будет достаточно, чтобы поправить, казалось бы, непоправимое, чтобы конец жизни стал не смертью, а успением.

И еще одно. Когда засыпать бывает особенно радостно? Настолько радостно, что и заснуть-то бывает нелегко? Известно когда: если завтра ждет нечто долгожданное и прекрасное, когда завтрашний день обещает быть счастливым. Вспомните, с каким чувством вы ложились в постель, скажем, накануне свадьбы? Но разве есть на свете что-то прекраснее и счастливее встречи с Господом! Какая свадьба сравнится с тем "пиром", который приготовлен для верующих в Царстве Небесном! Воистину "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2. 9). Вопрос лишь в том, верует ли человек в Царство, в эту встречу, в вечную блаженную жизнь? В конце концов, именно эта вера решает все. Чем она глубже и полнее, тем в большей мере завершение нашей жизни будет не смертью, а успением.

Протоиерей Игорь ГАГАРИН,

настоятель Иоанно-Предтеченского храма с. Ивановское.

» Сайт Богородского благочиния» Сайт Московской епархии» Сайт Московского Патриархата
(C) 2010