Протоиерей Игорь Гагарин - Не надо отчаиваться


Не надо отчаиваться

Как подготовиться к любви?


ПРОТОИЕРЕЙ ИГОРЬ ГАГАРИН


Текст взят с сайта Настоящая любовь

Потребность в любви – главная потребность человека. Человек жаждет любви с самого начала. Ещё даже до того, как он появился на свет из материнской утробы, он её жаждет.

Слово «любовь» многогранно. За этим словом много понятий – и любовь материнская, и любовь отеческая, и любовь дружеская, и любовь братская, и любовь супружеская, и любовь между лицами разного пола.

Мне кажется, что любовь между супругами – это самый точный образ любви между человеческой душой и Богом. Не случайно Сам Бог, когда обвиняет людей в Ветхом Зовете, что они отклонились от Бога, предпочли кого-то другого, называет это – «прелюбодеяние». Если у меня был друг, а потом я его предал, я это называю предательством. Мне в голову не придет назвать это прелюбодеянием. Если я сына предал, в голову не придет назвать это прелюбодеянием. А вот если я Бога предал, Бог называет это – «прелюбодеяние». Это говорит о том, что отношения между супругами наиболее близки к взаимоотношениям между человеком и Богом. Я убежден, что любовь между мужчиной и женщиной – это самое прекрасное, самое возвышенное, что может быть на земле. Выше этого только любовь между человеком и Богом.

С другой стороны, есть дьявол. И дьявол старается всё отравить, особенно он старается в той области, которая ближе всего к божественной. Поэтому именно в области взаимоотношений между мужчиной и женщиной столько грязи и низости. Такой парадокс: с этим связано и самое прекрасное, и самое отвратительное. Все эти отвратительные анекдоты, ругательства, которые используют люди, они все из области взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Человек с самого детства воспринимает обе стороны.

Ответ на вопрос «Как нам готовиться?» нужно начать с ответа на вопрос «Как нам готовить?». Если мы хотим, чтобы в момент, когда наша дочка или сын встретят спутника по жизни, всё было хорошо, то самое прекрасное и самое большее, что мы можем сделать для этого – явить в своих отношениях с женой (мужем) образец подлинной любви. Ребёнок живет и, с одной стороны, видит этот образец. С другой стороны, с самого раннего детства он слышит от своих сверстников анекдоты, видит откровенные картинки. Видит всё то, чем занимается сатана, чтобы извратить самое прекрасное, что есть на земле.

У Достоевского есть очень хорошие слова – о том, что «человек широк очень», что в одном и том же человеке уживаются и Дева Мадонна, и Содомский идеал. Что одна часть человека совершенно искренне ищет чистоты и самых возвышенных переживаний, другая сторона стремится к порочным страстям. Это есть в каждом человеке. Одно борется с другим.

Что помогает человеку выбрать доброе, светлое направление? Это классическая культура. Самые возвышенные произведения искусства посвящены любви. Подлинные произведения литературы и искусства имеют такую силу, что если человек проживает вместе с героями их жизнь – это не подделка. Алексей Максимович Горький говорил: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». В общем-то, правильные слова. Если читали про его детство – много там было неблагополучного.

Поэтому человек, которому удалось приобщиться к произведениям настоящего искусства, формирует в себе правильно отношение к той встрече, которая рано или поздно должна произойти. У него уже вырабатывается некий механизм, по которому он сможет отличить любовь от подделки под любовь. Поэтому я пожелал бы родителям: пусть Ваши дети читают больше хороших книг, пусть смотрят больше хороших фильмов. Потому что душа формируется не столько под влиянием информации, сколько под влиянием образов. Информация воспринимается умом. А образы воспринимаются сердцем.

Ну а теперь я добавлю как священник. Я боюсь, что даже приобщения к классическому искусству будет недостаточно для того, чтобы сопротивляться низкой страсти, которая есть в человеке. Потому что те силы, которые живут в человеке, настолько могучи, что сопротивляться им без Божьей помощи очень сложно. Сохранить целомудрие очень трудно. Человек всё понимает, но справиться с собой не может. Поэтому мне хочется пожелать, чтобы человек не только на свои силы уповал, но и на веру, благодать Духа Святого. Без этого ему будет очень, очень сложно.

Вопрос стоит – как подготовиться к любви. Но иногда важнее объяснить, чего не нужно делать. Если человек отдастся во власть отношений, которые не подразумевают настоящей любви, но при этом доставляют чувственные наслаждения, он очень вредит своей способности впоследствии обрести подлинную любовь.

Многие рассуждают так: «Я, конечно, жажду любви, но пока я не встретил ту девушку, которую полюблю всем сердцем, я же не могу воздерживаться, тело моё требует чего-то. Я живу как все. Мне достаточно встречи с лицом противоположного пола, которое мне симпатично, чтобы вступить в близость. Близость ни к чему не обязывает, мы просто сняли напряжение, которое связано с воздержанием, получили большое удовольствие. И чему это мешает, в конце концов?»

Человек, который так рассуждает, глубоко ошибается. Любая встреча не проходит бесследно. Вот, например, мы с вами просто поговорили и никогда больше не встретимся, может быть. Но в любом случае, от меня уже что-то отпечаталось в вашей душе, от вас что-то отпечаталось в моей душе, и это уже никогда не сотрёшь. Каждая встреча, даже мимолётная, оставляет след. Так мы устроены. А уж если была интимная близость – в душе отпечатывается такой след, который будет влиять на всю остальную жизнь, через память, подсознание. Из подсознания ничего не выкидывается.

Поэтому пока Вы не встретили того человека, который действительно будет вашим спутником и второй половиной, всеми силами постараемся сохранить свою чистоту, воздержаться от близости. Это очень, очень важно. Но сделать это не просто…

Когда я встречаюсь с неверующими друзьями, я вижу, что по большинству их ценности совпадают с моими: они тоже ценят доброту, честность, щедрость. Но один пункт выпадает – целомудрие. Люди не понимают его смысл. А вот в Церкви целомудрию придается такое огромное значение, потому что нарушение целомудрия разрушает наше внутреннюю целостность, как ничто иное и мешает ему раскрыться в полную меру всего прекрасного.

Молиться надо, чтобы Господь послал того человека, который призван стать твоим самым близким человеком. Молиться и верить, что Господь пошлёт. И молиться о том, чтобы Господь помог не сделать ошибки, принять иллюзию за подлинность.

Блаженный Августин говорит в своей «Исповеди» о том, что когда он уверовал, он не крестился, потому что понимал, что если он примет крещение, то не сможет уже жить так, как жил до этого. А он тогда жил с женщиной, как у нас сейчас назвали бы, «гражданским браком». Он чувствовал, что не может с ней расстаться, а если не может – значит, не может креститься. Позднее он понял, что он-то не мог, но Господь-то может, и надо было молиться. И потом, когда он уже принял решение, он смог. И до конца жизни после крещения он сохранял самое строгое целомудрие. Он был убежден, что только Господь дал ему силы это целомудрие сохранить.

– К сожалению, немногие семьи являют положительный образец любви. Так много исковерканных душ. Возникают страхи и комплексы. По этим причинам люди не могут создать полноценные отношения. Что делать? Например, если ребенок вырос в неполноценной семье. Как человеку помочь самому себе, если не было положительного примера родителей?

– Для ребенка очень важно, чтобы он испытывал полноценную отеческую любовь. Материнская любовь тоже очень важна. Но, как правило, недостаток отеческой чаще бывает, чем материнской. Даже самая неумелая мать любит искренне своего ребёнка. А вот отеческая любовь… Я уже не говорю о том, что у многих детей отцов просто нет. А у многих детей такие отцы, которые по тем или иным причинам не в состоянии бывают явить своему ребенку опыт подлинной отеческой любви. Кто-то пьёт, кто-то работает так, что ребенка видит не часто.

Мне думается, что здесь огромную роль должна сыграть Церковь. Есть глубокий смысл в том, что к имени священника прибавляют «отец». Или «батюшка». У священника много обязанностей, которые Бог на него возложил. Но я убежден, что одна из обязанностей – это восполнить в тех людях, которые к нему приходят, недостаток отеческой любви, которую они недополучили. Это относится и к детям, и к взрослым.

Если взрослый человек не получил в детстве отеческой любви, то эта лакуна так и остается незаполненной. Ему в голову может не приходить это, у него другие проблемы. Но душа его всё равно всегда жаждет отеческой любви. И мы должны дать ему эту любовь. Обращение «отец Игорь» – это как некое задание, ты должен стать отцом этим людям. Если у них уже есть отец, то не беда, если будет ещё один отец. А если нет – то тем более. Если ты не восполнишь недостаток отеческой любви в них, кто восполнит?

Священники не всегда бывают на высоте своего призвания, но есть очень хорошие священники. И есть те, которые воспринимают свой священный сан именно с этой точки зрения: «я поставлен отцом всем этим людям». Надо просто не спешить отдавать первому попавшемуся священнику свое дитя в окормление. Надо искать, ходить не в один храм, может быть, придется относительно долго поискать, пока сердце не откликнется: вот этого священника воспринимаю, как отца. К нему и вести своего ребёнка. Этот батюшка сможет в какой-то мере восполнить недостаток отеческой любви, который испытывает ребёнок.

– Многие пары принимают решение создать семью в состоянии первой влюбленности, страсти. Часто через некоторое время выясняется, что они недостаточно узнали друг друга. Как этого избежать? Как зрело подойти к созданию семьи?

– То, что я пожелаю, будет не оригинально. Я скажу – не спешите. А какое-то, время, хотя бы несколько месяцев, будьте рядом, общайтесь, очень тесно общайтесь, чтобы узнать друг друга как можно лучше, не переходя при этом той границы, которую можно перейти только в супружестве.

– Вопрос по поводу границы. Насколько допустимы поцелуи в период узнавания друг друга? Грань очень тонка.

– Да, грань очень тонка. Но я в этом отношении скажу своё мнение, которое, возможно, будет оспорено некоторыми священниками. Мне приходилось слышать о необходимости самого строгого целомудрия во взаимоотношениях, избегания какой-либо вольности. Но я себе не могу представить молодых людей, которые уже чувствуют, любят друг друга, чтобы в их любви не было таких проявлений как объятия, поцелуи. Мне кажется, что это нормально – пусть будут поцелуи и объятия. Но мне трудно детально указывать на ту границу, до которой допустимы проявления нежности до брака. Мне кажется, все и так это знают. Есть нечто, что должно произойти, когда люди назовут друг друга супругами. Ну а дальше чувство целомудрия им поможет.

Расскажу ситуацию. Одному из молодых людей до брака хотелось, чтобы все запреты до брака были сняты, а другой говорил: «Нет, давай потерпим». У первого была обида: «Значит, ты не доверяешь, мы же любим друг друга? Если мы любим, почему мы не можем отдаться друг другу до конца, брак – это же формальность?». Потом они вступили в супружество. И та половина, которая хотела снять запреты, была очень благодарна другой за то, что было именно так. Если они не удержались бы, было бы потеряно что-то невосполнимое в отношениях.

– В каком возрасте стоит задуматься о таком серьёзном шаге, как супружество?

– По этому поводу существует две точки зрения. Одна точка зрения – не надо спешить. Хотя для девушки можно и пораньше. А вот мужчине нужно сначала достичь самостоятельности, независимости, опыта жизненного. А с другой точки зрения, мне приходилось слышать, что наоборот – чем раньше, тем лучше.

Если бы можно было бы, чтобы молодой человек, не вступая в брак, сохранял целомудрие, тогда, конечно – первый вариант был бы лучше. Но поскольку такие случаи – единицы из тысяч, то, откладывая для молодого человека вступление в брак, тем самым мы толкаем его на блуд, который влияет потом на всю оставшуюся жизнь и может многое сильно отравить. Поэтому чем меньше в жизни молодых людей будет опыта внебрачных связей, тем больше надежды, что их брак будет первым и последним.

При этом, в жизни бывает всякое. Например, один мой знакомый женился ещё в 10 классе. Сейчас это прекрасная семья. Знаю знакомого, который намного старше своей жены, ему за 30, жена совсем юная. И это тоже прекрасная семья. Поэтому всё зависит от личных особенностей.

– Что делать, если уже совершены ошибки, и не одна? Но настал момент, когда он или она пришли, к осознанию, что так дальше продолжаться не может. Душа уже растоптана, ранена очень сильно. И хочется остановиться, раскаяться в этом во всём, исправить и встретить свою любовь, супругу, супруга. Что в этом случае делать?

– Но таких людей большинство. Знаете, я, наверно, буду сам себе немного противоречить. Потому что я только что говорил, что каждый след оставленный в душе, сохраняется и отравляет её всю последующую жизнь. С другой стороны, хочу сказать, что душа человека очень живуча, и её сложно растоптать. Как её ни топчи, как её ни ломай, она всегда сохраняет в себе способность снова выпрямиться. Потому что душа – она от Бога. Кто к Христу приходил? Такие как Мария Магдалина. Мы знаем о них, как о людях, которые стали святыми. Если человек смог восстановить свою растоптанную душу с помощью благодати Божией, любви Христовой, восстановить её так, что она обрела способность выстроить отношения с Богом, то уж тем более она будет способна выстроить отношения с человеком.

Ничего нет окончательно потерянного в жизни. Сила Божия в том и проявляется, что Господь восстанавливает разрушенное. Мы читаем слова в Псалме 50: «Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыешы мя, и паче снега убелюся» Эти слова произносит человек, который совершил страшнейшие грехи в жизни. Царь Давид, когда произносит эти слова, был обвинён в прелюбодеянии и убийстве. Он уповает на Бога, он припадает к Богу и произносит эти слова.

Всё Священное Писание нам говорит о том, что любой грех может быть совершенно очищен Богом. На самом деле, чем страшен любой грех? Тем, что он разрушает что-то во мне. Разве я Богу что-то плохо сделал? Разве я могу что-то Богу плохо сделать? Когда я совершаю какой-то грех, я делаю увечье своей собственной душе. Как Раскольников говорил: «Я себя убил, а не старушонку». Мы в себе убиваем что-то. И Священное Писание говорит, что Бог может это восстановить. Но только Бог. Я не верю, что это может сделать кто-то другой. Любые психологи, любые специалисты по работе с человеческой душой могут очень сильно помочь. И среди них есть большие мастера. Но действительно восстановить разрушенное и дать силы жить дальше самой что ни на есть полноценной жизнью может дать только Господь. Поэтому так важна для нас исповедь. Поэтому так важно, что бы человек мог прийти в Церковь и Христу излить свою душу. Я убежден, что пока в этой земной жизни мы живём, нет ничего непоправимого. Если будет искреннее покаяние, любой отрицательный опыт не помешает нам жить дальше достойной, полной и гармоничной жизнью.

– В современном мире мало кто считает блуд чем-то плохим. А если человек выходит из нехороших отношений, и теперь он хочет построить новые отношения без блуда, есть ли шансы встретить порядочного человека? Иногда кажется, что это невозможно.

– Этот вопрос часто звучит. Многие переживают. Вспоминаю, когда одна девушка, окончив школу, вступила в тот возраст, когда нужно всерьёз думать о том, чтобы не остаться одной. Она со мной делилась: «Батюшка, как быть? Как только я знакомлюсь с каким-нибудь парнем, и он узнает, что между нами не будет ничего такого без брака, он тут же утрачивает ко мне всякий интерес, и я остаюсь одна. А может быть, и нет таких ребят, способных это оценить? У меня есть серьезный соблазн – может отодвинуть в сторону это наше православное». Многие так считают: ну, такая жизнь потом покаюсь. Я её очень просил: «Не делай этого. Господь обязательно вознаградит и пошлёт тебе хорошего. А с этими ребятами, которые, узнав, что ты не допустишь близости до брака, сразу же покидают тебя, с ними ничего хорошего бы и не вышло. Если ты встретишь действительно достойного человека – он это поймёт и оценит». Слава Богу, так и случилось. Сейчас она замужем за очень хорошим человеком, и у них прекрасная семья, растёт ребёнок. Какое счастье, что она сумела устоять! Потому что соблазны были, она очень красивая девушка. И я очень переживал, что она не устоит.

Это трудно. Но я уверен, что всегда были, есть и будут молодые люди и девушки, которые с пониманием отнесутся к вашему стремлению к целомудрию. Мне кажется, что если юноша встретится с девушкой, которую он полюбит, и если он будет желать того, чтобы между ними было всё сразу, если он обнаружит в этой девушке твёрдое намерение не допускать этого, то он может расстроиться, огорчиться. Это всё я понимаю по-человечески. Но он не оставит её из-за этого, а чувства его будут ещё глубже. В какой-то степени это проверка подлинности его чувств. Потому что если он её действительно любит, он будет роптать, но любовь его станет ещё сильнее. Если же это будет достаточным основанием, чтобы покинуть её, значит, и не было там никакой любви.

Это относится не только к тому человеку, который сохранил целомудрие от рождения, а к любому,с того момента, когда целомудрие было осознано человеком как ценность. Если человек дожил до 30-40 лет и понял, что с этого момента – всё, с этого момента я покаялся и «паче снега убелюся». Я убелился, потому что Господь всё смыл. И с этого момента в моей жизни всё будет по-божески. Начать целомудренную жизнь никогда не поздно.

– Каким образом встретить, найти человека? Стоит ли что-либо делать специально или положиться на волю Господа, молиться, работать, и не предпринимать каких-либо попыток расширить круг своего знакомств?

– Есть люди, для которых просто жутко подумать, что они будут одни. В таких случаях не грех что-то предпринимать. Единственное, что не надо быть слишком озабоченными этим. Потому, что если человек очень сильно хочет выйти замуж или жениться, если это для него становиться идеей фикс, то существует очень большая опасность, что произойдет какая-нибудь подмена.

Я знал одну женщину, которая очень не хотела быть одной. Вроде бы хорошая женщина, но то один в её жизни человек, то другой, то третий, так она ищет, ищет, ищет. Насколько я знаю, так и не нашла своего. Каждый раз так вот бросается в объятия того, кто едва только появляется на горизонте, появляется хоть какая-то надежда, что это тот человек. Ничего не складывается.

Что человек, который имеет уже опыт, может предпринять? Есть объявления с целью знакомства – это меньше всего можно рекомендовать. Мне кажется, это худший вариант. Просто общение, наверное, с теми, с кем проводите свой досуг.

Мне кажется, никогда не надо смущаться, если нам предлагают с кем-то познакомиться. Нужно только понимать, что знакомство – это только знакомство, но не более того. Возможность пообщаться с человеком достаточно долгое время, чтобы и себя раскрыть перед ним, и его увидеть. Всё должно быть есть естественно, не должно быть форсирования.

– Батюшка, чтобы Вы пожелали людям, которые отчаялись обрести свое счастье из-за множества ошибок? Им очень хочется встретить свою любовь, но страх больше.

– Я убеждён в том, что им не надо отчаиваться. Очень даже вероятно, раз есть это желание, что эта встреча произойдет. Но я считаю, прошу извинения за то, что я клерикал, что пусть каждый человек постарается больше всего, чтобы произошла его встреча с Богом. Но только подлинная встреча, так как у многих людей существует искажённое представление о взаимоотношениях между человеком и Богом. Многие люди воспринимают, что Бог – это некий владыка нашей жизни, что религия – это набор ритуалов. А на самом деле христианство – это любовь. Я считаю, что если до человека дойдёт, как сильно любит его Господь, и если в свою очередь он на эту любовь ответит всеми силами своей души, то это самое главное, что должно произойти в жизни человека. И если это произойдет, то всё остальное приложится. А если этого не произойдет, то он безнадёжен. Ничего хорошего не будет.

– Что значит – ответить на любовь Бога?

– Будем говорить по аналогии. Если я люблю какого-то человека, в чём моя любовь конкретно к этому человеку выражается? В том, что он в моём сердце занимает главное место, что я о нём помню всегда. Если мужчина любит женщину – когда он проснется, какая у него будет первая мысль? Когда он засыпает – какая у него будет последняя мысль? И когда у него будет какая-либо проблема или ещё что-нибудь – он всё будет соотносить с этой своей любовью. Что будет более всего радовать – когда она будет проявлять ему свою любовь. Даже улыбка простая, доброе слово – ему будет радостнее всего на свете. И наоборот, когда он будет видеть, что она сердится, отворачивается от него – ему будет это доставлять большую скорбь, он будет хотеть опять к ней приблизиться.

С Богом всё очень похоже. С той только разницей, что Он всегда любит. Если человек любит Бога – он с мыслью о Нём просыпается и засыпает, он разговаривает с Ним, куда бы он ни пошёл, что бы он ни делал, он разговаривает с Ним. Он благодарит Его за всё доброе, что встречается в его жизни. Какие бы ни были трудности в его жизни, человек обращается к Нему: «Господи, помоги, Ты же любишь меня, Ты же знаешь, как мне тяжело…». Когда он сделает что-то плохое, он не грызёт себя изнутри, он к Нему обращается: «Тебе Господи единому согрешив и лукавое пред тобою сотворив…». То есть на первом месте у человека Бог. И мысль о Боге – она греет и радует, потому что одно дело верить, что Бог просто есть, другое дело, что как я только вспомню о том, что в моей жизни есть Бог – это такая радость! И думаешь: Господи, всё остальное я переживу, как отсутствие чего бы то ни было, но главное – Ты есть. Это ощущение благодатное.

Бога надо ощутить. Не просто верить, что он есть, а ощутить. А как это сделать? Как Его можно ощутить? Чтобы увидеть свет, нужно открыть глаза. Чтобы ощутить сладость конфеты – нужно положить её в рот. Никаким иным способом её невозможно ощутить. Я буду знать и верить, что она сладкая, но эту сладость никаким способом не ощущаю, я должен её все-таки положить в рот и ощутить. Так же и с Богом. Представьте себе, что вы очень нуждаетесь в любви, чтобы был человек, который вас любит, и которого вы бы любили. Это вполне естественное желание. Приходит к вам ваша подруга хорошая и говорит, – «Есть молодой человек, он прекрасен, я ему про тебя рассказала, и он очень заинтересовался тобой и хочет встретиться». Как вы к этому отнесётесь? Наверное, с большим интересом. Вы начнёте расспрашивать о нём. Но сможете ли вы его полюбить, не встретив? Нет, наверное. У вас будет огромный интерес. Вы вплотную подойдёте, чтобы его полюбить. Он вам письмо напишет. Вы письмо прочитаете. Это письмо еще больше вас убедит, что это тот человек. Но, тем не менее, пока Вы с ним не встретитесь лично, и не начнётся Ваше общение, любовь произойти не может, а может произойти преддверие любви. Вот так же с Богом – пока мы о Нём читаем, нам о Нём рассказывают, мы вплотную подошли к этой любви. Но пока не вступили в общение, этого не может произойти.

А общение с Ним – это молитва. Когда мы начинаем молиться, не только своей личной молитвой, но и церковной, мы начинаем уже с Ним реально общаться. Бога только в сердце можно почувствовать. Цвет можно увидеть глазами, аромат можно обонянием ощутить, вкус гортанью. А Бога – сердцем. Когда человек, общаясь с Богом, ощутит Его, тогда произойдет самое главное в жизни человека. Тогда он поймет, что с этого момента началась подлинная жизнь, полная любви. Тогда человек может свои отношения с другим человеком выстроить правильно.

Сердце должно быть к этому способно – Бога ощутить. Например, если у меня глаза закрыты, то я не могу вас видеть, как бы ни старался, мне их нужно открыть. У большинства людей сердце закрыто для Бога. Существует евангельская заповедь: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Поэтому первый этап, чтобы встретиться с Богом и действительно пережить любовь к Богу – это очищение сердца, те есть исповедь. Человек должен, внимательно исследовав свою жизнь, увидеть, что в этой жизни неправильно, недостойно, и на исповеди от этого освобождаться. И в той мере, как он будет от этого освобождаться, с сердца будет сниматься греховная оболочка, короста. Сердце начнёт ощущать Бога, который есть Дух, который проникает всё.

Я бы сравнил наше сердце с губкой. Если губку погрузить в воду, то она наполняется водой. Но если эту губку до того, как опустить в воду, сначала обвалять в глине, эта глина засохнет, и возникнет корка. Я опускаю её воду, но вода внутрь не поникает. Она стремится туда проникнуть, но не может. Как только я начинаю исповедоваться, корку начинаю снимать, открываются поры души. Свет начинает проникать туда. Чем человек чище сердцем, тем он более способен принимать благодать.

Так мы возвращаемся к вопросу о том, с чего сегодня начинали, – к целомудрию. Потому что любой грех корочку на наше сердце налепляет. Но грех против целомудрия вот такой толщины коросту образует, и туда благодать уже не пробивается. Поэтому если мы хотим любви, так особенно нужно стараться избегать подделок под любовь.

» Сайт Богородского благочиния» Сайт Московской епархии» Сайт Московского Патриархата
(C) 2010-2024