Толкование на Евангелие: Великая Пятница: Осуждение Господа на смерть; бичевание и унижение


Священно­мученик епис­коп Шлис­сель­бургс­кий Григо­рий (Лебе­дев).
„Благо­вестие свя­того еванге­листа Мар­ка. Ду­хов­ные раз­мыш­ле­ния.“



26а Иисуса, бив, предал на распятие. 27Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк 28и, раздев Его, надели на Него багряницу; 29и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! 30и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.

Евангелие от Матфея, глава 27, стихи 26б-30

15а Иисуса, бив, предал на распятие. 16А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, 17и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; 18и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! 19И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.

Евангелие от Марка, глава 15, стихи 15б-19

1Тогда Пилат взял Иисуса и [велел] бить Его. 2И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, 3и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам.

Евангелие от Иоанна, глава 19, стихи 1-3


Священномученик епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев). «Благовестие святого евангелиста Марка. Духовные размышления.» 1


146

И (воины) одели Его (Христа) в багряницу, и сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его (Мк. 15,17-20).

Когда для мира окончательно определится, на чьей же стороне подвижник Креста, и когда ему будет вынесен приговор “лести”, тогда мир ответит подвижнику последней расплатой — “расплатой страданий”.
Он кругом обовьет подвижника одеждой крови (багряница), вонзится в него шипами зла (терновый венец), все бичи направит на него самыми унизительными формами издевательства (оплевание).
Так как преследование подвижника будет борьбой идей, борьбой взаимно исключающих друг друга миров, то мир зла не удовольствуется внешним преследованием, а злобно пронзит его издевательством и циничной насмешкой (“приветствовали Его”, “кланялись Ему”...)
Успокоится мир зла лишь тогда, когда он истребит носителя истины. Как будто подвижник, как живая совесть, мешает ему жить. И зло в преследовании Правды не остановится на полдороге. Оно будет жаждать полного внешнего истребления Крестоносца.
Так “повели Его, чтобы распять Его”.
“Вся пострадати изволи, спасти хотя ны от беззаконий наших Своею кровию, яко Человеколюбец” (Великий Пяток, 13-й антифон на утрени).

Вверх

[1] Епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев). Проповеди, „Благовестие святого евангелиста Марка“, письма к духовным чадам. М., "Отчий дом", 1996, сc. 373-374.

» Сайт Богородского благочиния» Сайт Московской епархии» Сайт Московского Патриархата
(C) 2010-2019