Великая Пятница: Новая попытка Пилата отпустить Господа; иудеи испрашивают Варраву; умовение рук


Толкование на Евангелие: Великая Пятница: Новая попытка Пилата отпустить Господа; иудеи испрашивают


Священно­мученик епис­коп Шлис­сель­бургс­кий Григо­рий (Лебе­дев).
„Благо­вестие свя­того еванге­листа Мар­ка. Ду­хов­ные раз­мыш­ле­ния.“



15На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. 16Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; 17итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? 18ибо знал, что предали Его из зависти. 19Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. 20Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. 21Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. 22Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. 23Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. 24Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. 25И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. 26Тогда отпустил им Варавву,

Евангелие от Матфея, глава 27, стихи 15-26a

6На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили. 7Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. 8И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них. 9Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? 10Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. 11Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. 12Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? 13Они опять закричали: распни Его. 14Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его. 15Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву,

Евангелие от Марка, глава 15, стихи 6-15a

13Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, 14сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; 15и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти; 16итак, наказав Его, отпущу.

17А ему и нужно было для праздника отпустить им одного [узника]. 18Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву. 19Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство. 20Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. 21Но они кричали: распни, распни Его! 22Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. 23Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. 24И Пилат решил быть по прошению их, 25и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.

Евангелие от Луки, глава 23, стихи 13-16, 17-25

31Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, — 32да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. 33Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? 34Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? 35Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? 36Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. 37Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. 38Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.

39Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? 40Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник.

Евангелие от Иоанна, глава 18, стихи 31-38, 39-40


Священномученик епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев). «Благовестие святого евангелиста Марка. Духовные размышления.» 1


144

Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы (Пилат) отпустил им лучше Варавву (Мк. 15,11).

Оправдалось Господне слово: “мир возлюбил свое”. Мир предпочел разбойника и убийцу безгрешному Страдальцу.
Преступник ближе... Преступник свой. И мир все простит преступнику: измены, предательства, убийства, — словом, все преступления. Мир не прощает одного – его отрицания и его непризнания, потому что в отрицании мира — свидетельство, что “дела его злы” и, следовательно, сам он — зло, так как дерево познается по его плодам.
Так мир покрывает всякое преступление, а подвижник Креста обрекается на отвержение миром.
“Волею нас ради претерпевый, Господи, слава Тебе” (Великий Пяток, вечерняя стихира на “Господи, воззвах”).

145

Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие (Мк. 15,15).

Приговор мира над подвижником выносится не по суду правды, а по суду “лести”. Это приговор подделки под вкусы распоясавшегося мира зла, не выносящего укоризны Правды и Света. Он выносится приспособительно к уровню зла, которое будет рукоплескать этому приговору. Потому понятно, что это будет односторонний приговор только зла.
Подвижник Креста не может ждать для себя ничего иного.
Господь приговаривается к смерти: “Распни его...” Убей Правду, и мы будем спокойны.
“Пострадавый и сострадавый человеком, Господи, слава Тебе” (Великий Пяток, 4-й антифон на утрени).

Вверх

[1] Епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев). Проповеди, „Благовестие святого евангелиста Марка“, письма к духовным чадам. М., "Отчий дом", 1996, сc. 372-373.

» Сайт Богородского благочиния» Сайт Московской епархии» Сайт Московского Патриархата
(C) 2010-2024