5Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов.
6Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.
7Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли.
8Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?
9Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?
10ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?
11как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?
12Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.
Евангелие от Матфея, глава 16, стихи 5-12
13И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.
14При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.
15А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.
16И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас.
17Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?
18Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?
19Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.
20А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков. Сказали: семь.
21И сказал им: как же не разумеете?
Евангелие от Марка, глава 8, стихи 13-21
Священномученик епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев). «Благовестие святого евангелиста Марка. Духовные размышления.»
1
79
А Он (Господь) заповедал им (ученикам), говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. И, рассуждая между собою, говорили (ученики): это значит, что хлебов нет у нас. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?.. и не помните? Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь. И сказал им: как же не разумеете? (Мк. 8,15-21).
“Берегитесь закваски фарисейской”, т.е. берегитесь жизненного лукавства, и берегитесь “Иродовой закваски”, т.е. истребления в себе христианства. За первым идет второе, за лукавым самооправданием — опустошение христианской души и гибель Христа в душе.
Лукавое самооправдание начинается неприметно и как будто делает ничтожное дело. Ну, что за важность, кажется, что человек иной раз и поступится какой-то мелочью ради всего установленного жизненного порядка или ради своего жизненного успеха? Ведь человек-то хороший! И по-прежнему он и в Бога верит и в церковь ходит!
А разберись, и увидишь, что всякое, даже мелкое лукавство совести, даже малая жизненная сделка окажется делом важным, как гибельное дело. Не напрасно Христос привлекает особенное внимание учеников: “Смотрите, берегитесь”, и не напрасно Он укоряет непонимающих учеников: “Не понимаете и не разумеете? еще ли не окаменено у вас сердце?”
Дело-то выходит не маловажное!
Задача самооправдания одна, как и сказано выше (ср. Мк. 8,11-12), — оправдать кривую совесть, успокоить ее и оставить собственное человеческое произволение хозяином жизни; иначе говоря, задача лукавства — неприметно подменить Бога самоудовлетворением.
Нет дела гибельнее этого!
Бог остается, но Он выключен из жизни. И человек сознательно и бессознательно не “впутывает” Бога во все “мелочи”. “Невпутывание” Бога и начинается с мелочей: “Ну, при чем тут Бог?” И лукавство сначала прикрывает маленькие сделки. Потом оно уже пойдет по проторенной дорожке обходиться без Бога и не тревожить совесть при нарушении Божия закона.
Совесть тупеет. Властвование “я” ускоряется. Сделки (да они уже и не сознаются как сделки) прикрыты разумными соображениями! Рассуждается так (сознательно и бессознательно): «Ну, конечно же, я сам хорошенько все обдумаю и все устрою. Разве на “авось” проживешь?» Надо самому все предусмотреть и все устроить и тем гарантировать для себя успех в деле. На “авось” не проживешь. И пословица есть: “Бог-то Бог, но сам не будь плох”.
Видишь, как все жизненно.
В результате оправданы все зигзаги, все “кривые” поведения, а Бога-то в жизни и нет. То есть Он остается, но для особой жизни. Ну, и иконка висит для порядка (да и та малюсенькая!)
Так формируются две полосы жизни: одна полоса “жить” (вне Бога), а другая — “значиться христианином” и обходиться без Христа. Началось с маленького, а кончается истреблением веры, закваской Иродовой.
И человек рассуждает, как ученики: “хлеба нет”, т.е. надо же жизнь обезпечить! Кто же обо мне подумает? Кто гарантирует успех?
А Господь и укоряет: Я подумаю... Неужели закрыты у вас глаза? Неужели закрыты уши? (ст. 18). Неужели забыли, что Я Творец и материальной жизни (ср. Мк. 6,35-44)? Неужели забыли, как Я творческим актом накормил пятью и семью хлебами пять и четыре тысячи человек (“Отец Мой доныне делает”. — Ин. 5,17)? Не помните? Каменное у вас сердце!
Итак, берегись маленького, берегись лукавого самооправдания, берегись замазать и прикрыть расхождение между жизнью и Господним законом... берегись закваски фарисейской! Ею, этой закваской, ты заменишь в жизни Бога, Его святую волю о тебе своим маленьким барахтаньем, и незаметно будет подниматься в тебе Иродова закваска — истребление живого Бога в твоем сердце. Берегись же!
Рассмотри, не каменеет ли и твое сердце? Разве не подумал о тебе Бог, когда ты был верен Ему? Разве не было в твоей жизни творческих актов “насыщения”, Божия делания? Не помнишь? “Неужели закрыты у вас глаза? Неужели заткнуты уши?”
Вверх
Вверх
[1]
Епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев). Проповеди, «Благовестие святого евангелиста Марка», письма к духовным чадам. М., "Отчий дом", 1996, сс. 271-272.