22И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
23И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
24А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
25В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
26И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
27Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
28Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.
29Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
30но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
31Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
32И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
33Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
Евангелие от Матфея, глава 14, стихи 22-33
45И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.
46И, отпустив их, пошел на гору помолиться.
47Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.
48И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.
49Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали.
50Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь.
51И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились,
52ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.
Евангелие от Марка, глава 6, стихи 45-52
15Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один.
16Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю
17и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним.
18Дул сильный ветер, и море волновалось.
19Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались.
20Но Он сказал им: это Я; не бойтесь.
21Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.
Евангелие от Иоанна, глава 6, стихи 15-21
Священномученик епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев). «Благовестие святого евангелиста Марка. Духовные размышления.»
1
69
И, отпустив их (учеников), (Господь) пошел на гору помолиться (Мк. 6,46).
Уходит молиться “на гору”. “На горе” ближе к Отцу. И Господь поднимается телом с долины как бы затем, чтобы быть над жизнью земли и оторваться от нее.
Здесь — образ молитвы к Отцу. Такова должна быть молитва к Отцу Небесному. Пусть душа уходит “на гору”, оторвется от земного, поднимется над ним, забудет о нем, чтобы не связывала ее тяжесть земных дум, забот, интересов, чтобы не влачилась молитва в жиже земных помыслов и не обезкрыливала в рассеянности, перебегая по земным вещам...
Никогда же не забывай уходить молиться “на гору”.
70
Вечером лодка (с учениками) была посреди моря, а Он (Христос) один на земле. И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их. Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь. И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено (Мк. 6,47-52).
Опять та же картина (ср. Мк. 4,36-38): лодка людской жизни — сама по себе; Господь, Правитель жизни — Сам по Себе...
И понятно, лодка над пучиной. Там были вечером, т.е. к закату жизни. К вечеру она изжила все иллюзии земли, и нет у нее гавани, нет опоры, нет твердых берегов. Отяжелевшая лодка жизни к вечеру жизни чаще всего носится “среди моря”, и сгущается около нее мрак жизни, а под ней — бездонная пучина.
И, конечно, лодка в бедствии!.. Конечно, ветер был противный. Как же ей не быть в бедствии, когда она одна и безпомощна? И “противный ветер” жизни мира тоже неминуем.
Когда бедствия протянулись длинной полосой, когда должны бы быть изжиты иллюзии и оценена человеческая безпомощность, тогда Господь, вечно бодрствующий над миром, идет по путям бедствующих человеческих жизней. Он всегда ходит по путям жизни, но люди в безпечности не видят Его. Теперь в дни бедствия, когда бедствие достигло вершин развития (“в четвертую стражу ночи”), Он проходит так близко к бедствующим, чтобы быть заметным.
Но и милосердуя о страдающем человеке, Господь однако не может спасти человека насильно, без его воли; и вот почему, когда со стороны бедствующих учеников не было обращения за помощью, Господь хочет миновать их. Об этом и упоминает евангелист Марк: “И хотел миновать их”. Человек, чтобы получить Господню поддержку, должен обращаться ко Христу. Надо, чтобы у человека была открыта душа и приняла Божественное воздействие.
Ученики увидели Христа, идущего по морю, но откликнулись не обращеньем за помощью, а смятеньем, растерянностью и испугом. Их испугала необычность хождения по воде, и они не уразумели, что это же живой Бог, для Которого все возможно, как Творца стихий, а подумали, что они видят призрак. Люди, переживая бедствие, чаще всего бывают подавлены им и прижаты к земле. Еще в первый период несчастья те из людей, кто не утратил веры в Бога, те обращаются к Нему с мольбой бедствующих учеников: “Учитель, неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?”
Так как Господь, испытывая мужество и укрепляя веру, приходит лишь в четвертую стражу бедствий ночи, то слабая вера успевает зачахнуть, а в душе разливаются растерянность и смятение, а вместе с ними и подавленность. Когда в таком состоянии подавленности и влаченья по земле человеческая душа соприкасается с Божественным воздействием на нее, она, как застигнутая врасплох, совсем теряется. Соприкосновение с неизвестным и чрезвычайным усиливает страх; маловерие влачит мысль по земле...
И тогда веяние чудесного мира, который зовет к Богу, воспринимается как “призрак”, как нереальное, как то, что “показалось”. Когда пройдет первый невольный трепет души от осязания сверхземного и человек вернется к будничному “прочному и ясному” сознанию, тогда минувшее мгновенье Божия веяния рассматривается как иллюзия, объясняется расстроенным воображением, нервозностью и вспоминается как проявленная болезненная слабость.
Господь однако и при обнаружившемся малодушии учеников проявляет Свое милосердие до конца. Так как в учениках теплилась вера, что их Учитель может спасти, и их сердце невольно тянулось к Нему (“они хотели принять Его в лодку”. — Ин. 6,21), то Господь прекращает бедствие. Он успокаивает учеников, заверяя их, что это — Он Сам, живой их Учитель, чудеса Которого они видели много раз. И Господь входит в лодку...
Как только Кормчий жизни вошел в лодку жизни, тотчас наступила тишина... Противного ветра как не бывало, и жизненное плавание пошло устойчиво и спокойно. Так верно руководство, и так надежна охрана. Не “изумляйся”, не “дивись”, как ученики (ст.51), что бодрствует Господь и что милосердие Его велико, и что Он ходит по путям жизни и подает руку, хотя бы ты был на грани отчаяния!
Ты сам-то будь чуток, не “окаменей сердцем” (ст.52), не похорони совесть в постоянных сделках, в приспособлениях в устраивании жизни по понятному и земному, а сумей ощутить Господа и приход Его. Да не малодушествуй, робея и как бы стесняясь принять Божеское, пытаясь приспособить его проявления к земным естественным явлениям, а с внутренней теплотою, открытым сердцем прими Христа, со страхом и любовью поклонись Ему, возблагодари Его милосердие, что Он взыскивает тебя грешного и забывшего Его, и тогда Господня рука выведет тебя из бедствия и с ее помощью ты пойдешь прямее и тверже.
Вверх
Вверх
[1]
Епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев). Проповеди, «Благовестие святого евангелиста Марка», письма к духовным чадам. М., "Отчий дом", 1996, сc. 256-259.