Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен
и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
Толкование на Евангелие: Возвращение Семидесяти и беседа с ними Господа.
25В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;
26ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.
27Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
28Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
30ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
17Семьдесят [учеников] возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.
18Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;
19се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
20однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
21В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
22И, обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, [не знает] [никто], кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
23И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!
24ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Евангельское злато.
«Легко идти за Господом по тернистому пути.»
1
Слово на Евангелие от Матфея, гл. 11, стихи 27—30
Все Мне предано Отцем Моим (Мф. 11:27)
— такие слова мог сказать только Истинный Сын Божий, Бог и Господь наш Иисус Христос. Вся вселенная, все бесчисленные звездные миры, все попечение о Чинах Ангельских, о роде человеческом, все исторические события в жизни народов, весь Промысл о мире, о человечестве и последний Суд над людьми — все предано в руки Его Отцом. Он — Вседержитель, и недаром так называется, ибо все содержит в длани Своей. Не есть ли это самое ясное свидетельство из уст Иисуса Христа о Его Божественности!
И никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. 11:27).
Вот второе свидетельство о Божественности Иисуса Христа: Он ни для кого не постижим, а непостижимым может быть только Бог. Он непостижим дотоле, доколе Сам Отец не благоволит кому-нибудь открыть, что Он есть Истинный Сын Божий.
Так было со святым апостолом Петром. Когда Господь спросил учеников Своих, за кого они почитают Его, блаженный Петр ответил:
Ты — Христос, Сын Бога Живаго! Тогда Иисус сказал ему в ответ: Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но мой Отец, Сущий на небесах (Мф. 16:17),
а нелюди, не их разум.
Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф.11:28).
Какие поразительные по дерзновению слова! Смеют ли уста человеческие сказать что-либо подобное? А Господь смеет. Он раскрыл Свои объятия, которые шире, чем от края земли и до края, и звал к Себе всех несчастных. Как много удрученных нуждой, согбенных старостью, сколько беззащитных, голодных, больных и обиженных, сколько страдающих от злобы сильных мира сего! Если собрать всех их с тех пор, когда были сказаны эти изумительные слова, и поставить плечом к плечу, то на земле не хватило бы места. И всех бесчисленных
тру ж дающихся и обремененных
призывает Спаситель наш, обещая им покой, которого так жаждут их души. О, Господи! Как Ты велик, как безгранично милостив, как всеобъемлюща Твоя любовь и как широки объятия!
Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:29).
Без смирения и кротости нельзя идти за Христом, нельзя стать Его чадами и учениками.
Иго мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:30).
Все люди, желающие идти Его путем, должны понести это поистине сладкое бремя любви. Ибо кто возьмет его на себя, кто начнет исполнять заповеди Христовы, тот вскоре почувствует, что они невесомы. Почувствует, как изменяется его сердце, становится чистым, как изгоняется из него все греховное, и возблагодарит Бога за то, что возложил на него такое радостное бремя.
Эти слова, может быть, удивят вас, поскольку Господь сказал и то, что
в мире будете иметь скорбь (Ин. 16:33);
и святой апостол Павел вторит Ему:
Все желающие жить благочестиво гонимы будут (Тим. 3:12).
Да, Господь учил, что в царство небесное надо идти узким и трудным каменистым путем.
Нам нужно уметь различать людей, остерегаться злых, которые не любят Христа и преследуют за Него, которые будут отдавать в судилища, бить и даже предавать смерти.
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби (Мф. 10:16).
Вы спросите с недоумением: «Господи! Разве легко быть гонимыми?» В ваше сердце, может быть, закрадется сомнение, легко ли иго Христово. Я скажу вам: «Да! Чрезвычайно легко». Говорю не только от разума, а по собственному опыту. Должен засвидетельствовать вам, что, когда я шел по весьма трудному пути, бремя Христово не было нисколько тяжело, и путь был радостным, потому что я чувствовал совершенно реально, ощутимо, что Сам Господь поддерживает мой крест. Благодать Божия изливается преизобильно на всякого, кто пошел за Христом, ведь такого человека Господь не оставит одного,— Он идет рядом, укрепляя его.
Нетрудно идти путем добродетелей, ведь они обладают удивительным свойством: чем больше мы творим благих дел, тем становится нам легче и радостнее. Добро овладевает сердцем, и в душе водворяются покой и тишина. Избрав правый путь, сейчас же почувствуете содействие Божие, ибо
любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8:28).
От вас требуется только одно — не сворачивайте в сторону, идите прямыми стезями, которые указаны вам Богом.
Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21).
Значит, от нас в большой степени зависит стяжание его, только бы захотеть войти в него. А войти можно, лишь следуя по пути очищения сердца. Разве это слишком трудно для вас? Не думайте, будто бесконечно долог и труден такой путь.
Иные люди ради мнимых ценностей переносят невероятные трудности: стремясь получить образование, отправляются в далекие страны; чтобы накопить богатства, плывут по морям в дальние края, рискуя жизнью. Они ставят себе цель и, несмотря на опасности, достигают ее.
А нам разве так же трудно стяжать добродетель, как людям, стремящимся к благам земным, получить желаемое? Нам гораздо легче, ибо
царство Божие внутрь
нас. Господь сотворил нашу душу чистой и доброй и ничего злого не вложил в нее. От нас требуется только хранить, как великое сокровище, чистоту и простоту, данные душе Богом.
Радуюсь за вас и за себя, видя возрастающее ваше усердие к посещению храма Божиего. Далеко ли то время, когда начал я проповедовать при горсточке слушающих, а теперь вас все больше и больше, и вы просвещаетесь, слушая Слово Божие и толкование его.
Нелегко мне каждый день проповедовать, ибо я стар. Но удивительна помощь Божия: она безмерна в каждом добром деле. Господь Сам влагает слова в уста мне, когда нет у меня ни времени ни сил, чтобы приготовиться. И вам Господь будет помогать и даст Свою благодать, если вы стремитесь творить дела благие. Твердо усвойте это и никогда не сомневайтесь.
Будем жить как христиане, не по одному лишь названию. Надо оставить грехи, пойти путем добра к очищению сердец наших от всякой скверны. Не бойтесь вступить на этот путь, ибо
царство Божие внутрь
вас. Нужно только хранить его в сердце своем, и тогда Божия благодать будет умножать в наших душах плоды добра.
Ступайте смело, не бойтесь страхов, которыми пугает вас диавол, мешающий идти по узкому пути. Отгоните его Крестом Христовым, возведите очи свои горе́ — и увидите Самого Господа, Который идет вместе с вами и облегчает ваше иго. Аминь.