19И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.
20А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.
Евангелие от Марка, глава 16, стихи 19-20
50И вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.
51И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.
52Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.
53И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.
Евангелие от Луки, глава 24, стихи 50-53
1Первую книгу написал я [к тебе], Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
9Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
10И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде
11и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
Книга деяний, глава 1, стихи 1-11
Священномученик епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев). «Благовестие святого евангелиста Марка. Духовные размышления.»
1
163
И так Господь, после беседования с ними (учениками), вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь (Мк. 16,19-20).
Вознесение Господа на небо не есть уход Бога, оставление Им земли. Нет, нет!
Напротив, оно есть вдвижение в земное Божественной природы и поднятие человека до Бога. Ведь последней задачей искупления было совершенное истребление человеческого “тления” и усвоение человеческой природе бессмертия и вечности. Господь, вознесшийся на небо с преображенным по Воскресении человеческим телом, это и делает. Как “новый Адам”, Он возносит в Своем Лице человеческую природу на небо и тем вдвигает ее, обновленную, в Царство Отца, т.е. в Царство беcсмертия и вечности.
Вознесение Господа есть, таким образом, завершение искупительного пути. Оно замкнуло кольцо восстановления падшего человека и осталось на вечные времена величайшим знамением того, что и всякий верующий, вслед за своим Искупителем, призывается к своему вознесению, всыновлению Отцу и сидению одесную Его. Вот почему сказано: “Приду... и возьму вас (верующих) к Себе, чтобы и вы были, где Я” (Ин. 14,3).
Актом вознесения обновленной и обоженной человеческой природы замыкается искупление человека. Но этот акт не поглощает земное, не заменяет его небесным. Он соединяет небо с землею, поднимает земное в обожение неба, низводя небесное на землю ради восстановления земли. Вот почему в Вознесении не разрывность, а замыкание круга.
И в Вознесении же сила, образовавшая неразрывность круга неба — земли и делающая этот круг живым в каждой точке и устремленным к главной завершительной точке — обожению человека. Это — сила Животворящего Божиего Духа.
Дух животворит, и жизнь неустанно движется к завершению, к вечности.
Об этой животворящей силе Духа говорит Сам Христос: “Если Я не пойду (к Отцу), Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам... Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину... (Он) пребудет с вами вовек” (Ин. 16,7.13. 14.16).
Вот эта сила Духа, посланного по Вознесении, и сцепила Небо и землю в один круг, и она же одухотворяет каждую точку круга, или, иначе, каждую точку спасительного пути. Это — сила святой благодати. Без нее немыслимо восстание от тления, движение вперед и возрождение души. Об этой совершающей силе Святого Духа и говорит в последних словах своего повествования святой евангелист.
Это она, совершительная сила Святого Духа, в “Господнем содействии”, и она во всех беcконечных “последующих знамениях”, сопутствующих на земле Божию делу.
Следовательно, и то и другое — и “Господне содействие”, и “знамения” — обеспечены верующему. Они — неразрывное звено спасительного круга; они — сила, сцепляющая землю с Небом.
Разве в этом не величайшая утеха верующей душе?! “Не оставлю вас сиротами...” (Ин. 14,18). Дыханием Божественного Духа Спаситель наших душ с нами в каждом шаге жизни, в каждом дыхании уст.
Ему, даже до страсти, креста и смерти возлюбившему нас, Ему, освятившему нас в Светлом Воскресении и Великом Вознесении, вместе с милосердным Отцом, от века зовущим нас к Себе, и Совершителем нашего обожения — Святым Духом да будет слава, честь и поклонение от нас грешных, но любимых и призываемых, ныне и присно и в бесконечные веки. Аминь. Истинно.
“О Божественнаго, о любезнаго, о сладчайшаго Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе! Егоже, вернии, утверждение надежды имуще, радуемся!” (тропарь 9-й песни пасхального канона).
Вверх
[1] Епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев). Проповеди, „Благовестие святого евангелиста Марка“, письма к духовным чадам. М., "Отчий дом", 1996, сc. 381-382.